В данное время исторически возникшие в мусульманских странах три секты — бабиды, бехаиты и ахмадия — больше всего беспокоят мусульманское сообщество (умму). Ниже читатель найдет информацию об этих сектах и вердикт Исламской академии правоведения (фикха) по поводу их существования.
Последователи бабидов-бехаитов, ахмадия, как правило, не называют себя мусульманами, они называют себя ахмадия, кадияния, лахория, бехаиты и т. д.; во многих мусульманских странах их считают отступниками. Вследствие того, что эти секты явно или скрыто отрицают многие положения Ислама, пророчества Мухаммада, некоторые обряды Ислама, Лига исламского мира (Рабитатул аламил Ислами) и другие международные исламские организации неоднократно объявляли их еретическими, враждебными Исламу течениями.
И, наконец, Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламской Конференции в ходе своей 2-й сессии, проходившей в Джидде (Саудовская Аравия) 22-28 декабря 1985 г., принял к рассмотрению вопросы, поступившие из Кейптауна (ЮАР):
- о секте кадияния и ее ответвлении лахория (обе эти секты относятся к ахмадия);
- о возможности причисления кадиянитов и лахоритов к мусульманам;
- о том, правомочны ли немусульмане выносить решения по этим вопросам.
Основатель секты ахмадия (или кадиани) Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835-1908) происходит из Индии (Пенджаб), он объявил себя реформатором и пророком в конце XIX в. В настоящее время секта ахмадия представлена двумя группами (кадиани и «лахорская»). Последователи секты живут в Пакистане, Индии и во многих странах мира. В Англии представители секты ахмадия производят всемирно известный чай «Ахмад».
Лахорская группа ахмадия считается более умеренной. Последователей ахмадия насчитывается более 1 млн человек. Объявленный «новый пророк» и «махдш (мессия) проповедовал учение, задачей которого было примирить Ислам с христианством и индуизмом. В конце XX — начале XXI вв. российские читатели имели возможность ознакомиться с важным трудом ахмадия «Священный Коран» с комментариями, изданный Ахмадийа Анжуман Ишаат Ислам, Лахор (Пакистан), США, 1997 г. Книгу к изданию подготовил Мавлана Мухаммад Али (автор перевода с арабского языка на английский, вступительной статьи и комментариев); перевод на русский язык осуществил доктор Александр Садецкий (профессор Университета Лаваля).
Совет Исламской академии правоведения, изучив материалы о сектах кадияния и лахория, об основателе секты ахмадия, констатировал:
Мирза Гулам Ахмад притязал на пророчество, утверждал, что является пророком и посланником, коему было ниспослано откровение, настаивал на том, чтб часть этого откровения ниспослана ему свыше, всю свою созидательную жизнь публично заявлял об этих притязаниях, своими сочинениями и выступлениями побуждая людей поверить в его пророческую и посланническую миссию, отрицал обязательность многих положений Ислама, например, джихада.
Приняв к сведению заявления по этому вопросу, Совет академии правоведения (фикха) в Мекке постановил:
1. Притязания Мирзы Гулама Ахмада на пророчество, посланничество и получение откровения свыше есть не что иное, как очевидное отрицание абсолютно достоверного и доказанного положения Ислама о завершении пророческой и посланнической миссии после прихода господина нашего Мухаммеда (мир ему!) и о том, что после него ни на кого более не снизойдет откровение. Притязания Мирзы Гулама Ахмада выводят его самого и всех остальных, кто с ним согласен, за рамки Ислама и ставят в один ряд с вероотступниками. Что касается лахоритов, то они, как и кадияниты, подпадают под вердикт о вероотступничестве, несмотря на то, что считают Мирзу Гулама Ахмада только тенью и реинкарнацией нашего Пророка Мухаммада (мир ему!).
2. Никакой неисламский суд или судья-немусульманин не могут выносить вердиктов о сохранении человека в лоне Ислама или о его вероотступничестве. Это касается, в первую очередь, тех случаев, когда игнорируется единодушное мнение мусульманской уммы, выработанное ее научными учреждениями и признанное богословами. Вердикт о сохранении человека в лоне Ислама или о его вероотступничестве может быть вынесен только ученым-мусульманином, хорошо представляющим, что именно вводит людей в Ислам и что выводит из него. Этот ученый должен четко представлять, в чем заключается истинное следование учению Ислама и в чем выражается неверие в него, свободно ориентироваться в установлениях Корана, Сунны и единодушном мнении уммы (иджма). В силу указанных причин вердикт немусульманского суда по вышеуказанным вопросам несостоятелен.
Совет Исламской академии в ходе своей 4-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 6-11 февраля 1988 г., рассмотрел и высказал мнение относительно еще одного деструктивного течения, несовместимого с учением Священного Корана и Сунны Пророка (мир ему!), — о бахаизме.
Приняв во внимание угрозу мусульманскому сообществу (умме), исходящую от бахаизма, поддерживаемого враждебными по отношению к Исламу силами, глубоко изучив вероучение этого течения и убедившись, что его основатель ал-Баха:
- имеет притязания на посланническую миссию;
- утверждает, что его сочинения — ниспосланное свыше откровение;
- призывает всех людей уверовать в его посланническую миссию;
- отрицает, что Посланник Аллаха Мухаммед (мир ему!) — последний из пророков и посланников;
- заявляет, что писания, якобы ниспосланные ему, отменяют положения Священного Корана;
- верит в реинкарнацию,
а также, исходя из того, что ал-Баха умышленно изменил или отменил положения исламского законоведения (фикха), а именно:
- изменил число обязательных молитв, доведя их до девяти, установил новое время их совершения — три раза в день: рано утром, в полдень и на закате; молебны свел к трем молитвам;
- изменил порядок совершения очищения при отсутствии воды (тайаммум [очищение песком]), ограничившись произнесением формулы: «Бисмиллах! Ал-атхар, ал-атхар» («Во имя Аллаха! Чист, чист»);
- ограничил срок поста 19 днями, присоединив его окончание к празднику Навруз 21 марта каждого года;
- изменил направление, в котором верующий обращается во время молитвы (кибла), на направление в сторону своего дома в Акре (территория ныне оккупированной Палестины);
- запретил джихад;
- отменил законные наказания;
- ввел равенство между женщиной и мужчиной в вопросах наследования;
- разрешил практику ростовщичества (рыба). Ознакомившись с исследованиями на тему «Сфера исламского единства», в которых высказываются предостережения относительно активизации деструктивных течений, угрожающих единству мусульманского сообщества (уммы) и раскалывающих его на секты и партии, приводящих к вероотступничеству и отходу от столпов Ислама, Совет Исламской академии постановил:
Ал-Баха притязает на посланническую миссию, настаивает на ниспослании ему Божественного откровения, подменяет Священный Коран собственными сочинениями, изменяет положения Шариата, которым руководствовались и продолжают руководствоваться многие поколения мусульман, тем отрицая то, что составляет саму сущность религии. По единодушному мнению мусульман иджма, подобные утверждения характеризуют ал-Баха как человека неверующего. Совет рекомендовал: исламским организациям по всему миру всеми возможными средствами противостоять распространению угрозы, которую представляет собой данное богопротивное течение, ставящее целью увод верующих от исламского вероучения, Шариата и мусульманского образа жизни.