Выражать соболезнование тому, кто в трауре — кто скорбит по потере близкого человека является адабом — мусульманским приличием. Продолжительность траура — три дня начиная со дня кончины. Соблюдение траура сверх этого срока является макрухом (порицается). Но для тех, кто не смог выразить соболезнование лично из-за отдаленности своего местонахождения, выражение соболезнования по истечении трех дней допускается. Женщина соблюдает траур по своему мужу четыре месяца и десять дней. Такой траур заключается в отказе от ношения украшений и своих новых одеяний. В течение этого периода к женщине, что пребывает в трауре, не сватаются. Но нет ничего плохого в том, если делается ей намек на это.
Мустахабом является выражение следующего соболезнования:
“Ғофароллаху таъала лимаййитика ва таджаваз анху тагоммадаху бирохматихи ва ярзукукас собри ъала мусийбатихи ва аджарока ъала мавтихи”
Перевод: «Да простит Аллах Вашего покойного, помилует ему грехи, окунет в Свое милосердие, наделит Вас в этом горе терпением и вознаградит Вас за эту смерть».
Наилучшим соболезнованием является соболезнование Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
“Инна лиллахи ма ахоза ва лаху ма аъто ва кулла шайъин ъиндаху биаджалим мусамма”.
Перевод: "Воистину брать и давать — от Аллаха. Каждая вещь имеет определенный срок и находится у Него».
Хорошо, когда эта молитва произносится вместе с предыдущей.
Соболезнование лучше выражать после погребения покойного. Но если нетерпение людей в трауре возрастает, тогда лучше сделать это и до погребения. Достаточно выразить соболезнование один раз. Повторять это является макрухом.
Устраивать застолье в доме покойного в дни траура и скорби является макрухом. Потому как застолье есть признак радости и веселья. А подготовка отдельного места и приглашение туда гостей есть бидъа. Однако раздача милостыни, кормление голодных и раздача одежды для нуждающихся от имени покойного, является сунной. Эти деяния совершаются без учета дней траура, исходя из возможностей, что не является для всех обязательным.
(Пояснение: Милостыня от имени покойного по праву дается только беднякам и неимущим. Богатые не могут потреблять такую милостыню.)
В дни траура соседи и друзья должны приносить или посылать еду в дом покойного. Если не позаботиться о еде людей в трауре, то они могут отказаться от нее по причине своей скорби.
Из книги «Положения об омовении и намазе»
Мнение: У нашего народа существует старый обычай — посещать дом покойного в течение года, когда он умер и возносить за него молитвы. Это деяние не имеет в шариате основания, напротив, шариатские доводы гласят, что это деяние является бидъой, которому нельзя следовать. Как уже было отмечено выше, однократное выражение соболезнования является сунной. Повторные соболезнования обновляют горе скорбящих. Это дело не приветствуется. В частности выражение соболезнования считается порчей хорошего и праздничного настроения. А это абсолютно противоречит сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Желаю всем своим братьям по вере провести наш великий праздник в хорошем духе и настроении. В частности, просим не приходит в дом нашего Хазрата «с целью вознести молитву», ради «фатихи». Давайте известим как можно больше людей, дабы те, кто не знает, узнали, и дабы этот наш призыв стал средством для достойного проведения нашего праздника.
Да сделает Аллах Ийдул Фитр благословенным для всех нас! Аминь.
Аброр Мухтар Али…
.