Сватовство или помолвка определяется мусульманскими правоведами как акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами. Оно дозволяется при наличии двух условий:
1) отсутствие на момент сватовства обстоятельств, которые бы препятствовали, в соответствии с мусульманским правом, вступлению с данной женщиной в брак.
2) свобода девушки от другого сватовства
Сватовство, в различных своих формах является, в большинстве случаев, промежуточным этапом для брака. Оно, однако, не является обязательным условием действительности брака, то есть брак будет действительным и без сватовства. Ученые приводят разные мнения по поводу правовой оценки сватовства, от дозволенности, до желательности. Известно, что пророк, мир ему и благословение, сватал Айшу дочь Абу Бакра (Достоверный хадис. Передали: Ахмад, Бухари и Насаи)
Также от Абу Хумайда передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда один из вас решит посвататься к девушке, то не будет на нем греха взглянуть на нее, если только он смотрит на нее исключительно для сватовства, даже если она не знает об этом» (Достоверный хадис. Передал Ахмад)
Разрешено ли согласно мусульманскому праву отказываться от брака после сватовства? Отвечая на этот вопрос, авторитетный исламский правовед Саид Сабик пишет следующее:
«Сватовство — есть обещание заключения брака, и не представляет собой юридического договора, обязательного для исполнения. Отказ от выполнения обещанного во время сватовства — это право каждой из сторон. Шариат не устанавливает никакой материальной ответственности за нарушение обещания, хотя считает такое действие недостойным, приписывая его к качествам лицемеров в вере».
Таким образом, отказ от брака после сватовства является юридически законным, но, при отсутствии веских причин, греховным деянием.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Признаков лицемера три: когда говорит, лжет, когда обещает, не выполняет, а когда ему доверяют, поступает вероломно». (Достоверный хадис. Передали: Ахмад, Бухари, Тирмизи и Насаи)
Также от Абдулла ибн Амра передается, что пророк, мир ему и благословение, сказал: ««Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким–либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём–нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем–либо)». (Достоверный хадис. Передали: Ахмад, Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи и Насаи)
Также от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не спорь со своим братом, не посмеивайся над ним, и не обещай ему что–либо, затем нарушая свое обещание» (Хороший хадис. Передал Тирмизи)
Мусульманский семейный кодекс, составленный группой мусульманских правоведов, представляющий на сегодняшний день одну из немногих работ, в которой мусульманское право изложено в виде четких конкретных норм с дальнейшим их комментариями, пишет в статье 50:
«Шариат порицает расторжение сватовства, как со стороны жениха, так и со стороны невесты, кроме как по веской причине, например, если у одной из сторон проявились упущения в религии или физические дефекты, или же недопустимые проявления в поведении, или же по какой–либо психологической причине, терпеть которую представляется очень трудным».
Далее в комментариях к данной статье говорится:
«Данная статья говорит о нормах, которые охватывают сватовство, одна из которых состоит в том, что не надлежит ни жениху, ни невесте отказываться от сватовства, кроме как в связи с веской причиной, как например, если у одной из сторон проявились явные упущения в религии или физические дефекты, или же недопустимые проявления в поведении, или же по какой–либо психологической причине, терпеть которую представляется очень трудным, а также, что правовой оценкой такого отказа является нежелательность (макрух), так как это, прежде всего, нарушение обещания.
Ученые правоведы едины в том, что если человек пообещал другому что–либо, что не является запретным, то ему надлежит исполнить обещанное, однако, часть назвали это обязательным, а другие — крайне желательным, кодекс опирается на мнение о крайней желательности этого, как сказано в тексте «порицает расторжение сватовства».
Второе, что побуждает не отказываться от обещанного, это боязнь подпасть под угрозу, которую произнес посланник Аллаха, мир ему и благословение, в том, что приводится от Абу Хурайры: «Если к вам посватался тот, религией и нравами которого вы довольны, то выдайте за него, иначе разойдется по земле смута и великое разложение»» (Хадис хороший. Передали: Тирмизи, Ибн Маджа, Хаким и Байхаки)».
Абдулла Мухсин