Когда во время битвы при Хайбаре женщины из племени гифар пришли к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам чтобы попросить у него разрешения ухаживать за ранеными, он похвалил их и разрешил, сказав: «Да благословит вас Аллах».
Среди этих женщин была девушка по имени Умайя бин Каис радияллаху анха. Вот что она рассказала об этом случае.
«Тогда мы отправились вместе с ним. Я была девочкой. Он посадил меня на свою верблюдицу позади поклажи. Я увидела на мешке следы своей крови – у меня в первый раз начались месячные. Я смутилась и пересела так, чтобы скрыть эти следы. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам увидел, что со мной произошло, он сказал: “Кажется, у тебя менструация?”. Я ответила: “Да”. Он сказал: “Позаботься о себе. Потом возьми кувшин с водой, добавь в него соль и вымой мешок, а потом возвращайся”. Я так и сделала. Когда с помощью Аллаха мы завоевали Хайбар, Пророк саллаллаху алайхи васаллам взял ожерелье, которое вы видите на моей шее, и своими руками надел его мне на шею. Клянусь Аллахом, не расстанусь с ним никогда. Она носила это ожерелье всю жизнь и завещала, чтобы ее похоронили в нем» (Надви М.К. (Nadwi M.K.), 2007. Ал-Мухадисаат: Женщины-ученые в исламе. London and Oxford: Interface Publications,с. 59)
Из этой потрясающей истории мы можем извлечь несколько уроков. Во-первых, мы узнаем о том, какими активными женщинами были спутницы Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Кроме того, мы видим пример благородства Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его прекрасных отношений к женщинам из его общины.
Прежде всего, давайте обратим внимание на позицию женщин, которые пришли к Пророку, чтобы предложить свои знания и умения. Они не сказали: «В чем дело? Почему ислам не требует от женщин сражаться в бою, также как от мужчин?»
Они понимали мудрость Аллаха субханаху ва таъала во всех случаях и ситуациях. Они знали, что могут участвовать и получить вознаграждение, если будут воевать (как Нусайба бинт Кааб, которая во время битвы при Ухуде лично защищала Пророка саллаллаху алайхи васаллам), но это не обязательно. Они не сомневались в том, что снятие с них этого обязательства – это милость, проявленная к ним, и осознавали мудрость разграничения обязанностей женщин и мужчин.
Тем не менее, тот факт, что им было необязательно воевать, не помешал им внести в сражение свою лепту, делая то, что у них получается лучше всего. Они не жаловались и не ждали, когда их позовут, они просто действовали. И мы можем считать их примером того, какой должна быть мусульманская женщина.
Как часто мы жалуемся на то, что мужская часть зала для молитв больше или чище? Как часто мы злимся, если нам не слышно имама из-за того, что рядом кричат маленькие дети или из-за того, что выключился микрофон? Никто не спорит, у нас действительно есть ощутимые проблемы, на которые можно пожаловаться. Но что мы как женщины делаем с помощью доступных нам средств? Что мы делаем в нашем теперешнем положении?
Мы можем проговорить всю хутбу, хотя знаем, что должны молчать и внимательно слушать. Если двое из нас не могут молиться, мы можем болтать друг с другом, когда все вокруг молятся, и мешать им сосредоточиться на молитвах. Мы не всегда следим за своими детьми. Мы приносим с собой еду для себя и детей, хотя на входе вывешены таблички с просьбой оставлять еду снаружи. Мы небрежно сбрасываем с себя обувь вместо того, чтобы ставить ее в один ряд с другой, и этим можем создать помехи для входа других людей.
Что мы делаем в ситуациях, в которых оказываемся ежедневно? Посмотрите на этих женщин. Они сознательно, добровольно и без поощрений предложили свою помощь во время боя. Как нам научиться быть такими же, как они, в повседневной жизни?
Кроме того, какой у них был подход, какая позиция? Они не думали: «Если мы пойдем и предложим помощь в бою, кто-то может счесть нас наглыми или агрессивными». Они не связывали свои обязанности перед Аллахом субханаху ва таъала и общиной с возможностью или невозможностью быть привлекательными для мужчин. Иногда семьи и окружение придают слишком большое значение способности сестры привлечь потенциального мужа, но не уделяют должного внимания развитию невероятного потенциала женщины во имя Аллаха субханаху ва таъала и ради блага общины.
С другой стороны женщины в этом примере не говорили: «Лучше мы будем сидеть и ждать, когда к нам придет принц, а уж потом займемся делом и будем пытаться стать лучшими мусульманками». Это может показаться надуманным, но многие из нас действительно приблизительно так и думают: «Я хочу выйти замуж, потому что муж будет будить меня на киям и фаджр». И очень часто те, кто так думает, сами ничего не делают.
Замужество не избавит нас от проблем, если мы не способны проснуться на фаджр или не спать во время кияма. Нам нужно заниматься саморазвитием, а не ждать, когда муж волшебным образом изменит нашу жизнь. Брак – это одно из величайших благословений, какие Аллах субханаху ва таъала посылает человеку, а создание семьи и забота о ней – это один из величайших актов поклонения. Но если лично мы не будем работать над собой сейчас, можем ли мы надеяться, что с дополнительным «багажом» в виде детей и мужа – тоже несовершенного человека – нам будет легче?
На примере этих женщин мы видим, что надо действовать и искать возможность принести пользу окружающим, трудясь во имя Аллаха. Эти женщины оценили свое положение, возможности и умения и поняли, что могут их использовать, чтобы принести пользу обществу, которое в них нуждается, причем сделать это по своей собственной инициативе. Они не раздумывали, как воспримут их поступок, не приводили различные оправдания, почему это должен сделать кто-то другой. Мы должны последовать их примеру и в этом.
А теперь давайте взглянем, как эти женщины общались с Пророком саллаллаху алайхи васаллам как вели себя с ним. Во-первых, нужно отдать должное настоящей мужественности Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Его называли «ходячим Куръаном», и Пророк действительно вел себя так, что женщины могли просто подойти к нему и предложить помочь общине. В своей общине он построил с женщинами отношения, основанные на доверии, уважении и признании их возможностей. Более конкретно об этом свидетельствует то, как он повел себя с девушкой в один из самых волнительных и неловких для нее моментов, и это отношение навсегда запало ей в душу.
Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам увидел ее кровь, он не начал смущать ее еще больше, например, кричать: «Да простит меня Аллах! Сестра! Харам! Какое искушение!» Он не прогнал ее от себя, потому что она стала женщиной, а научил ее, как очиститься. Он спокойно показал ей естественность ситуации. А также подарил ей ожерелье, которое сам своими благословенными руками надел ей на шею, дав почувствовать девушке уважение и особенность этого момента в ее жизни.
Как много мы знаем молодых женщин, которые борются за то, чтобы их уважали? А что мы как община делаем, чтобы самоуважение присутствовало в девушках? Мы говорим им покрываться, чтобы не быть соблазном для мужчин. Вместо того чтобы связывать хиджаб (скромность) с любовью к Аллаху субханаху ва таъала мы часто объясняем его необходимостью защиты мужчин от женщин. Как часто мы слышим от мужчин, что женщина – ходячая фитна, но кто задумывается о том, какие болезненные последствия для психики женщины несет за собой тот факт, что ее братья-мусульмане воспринимают ее исключительно как источник соблазна и греха?
Это уродует естественные нормальные отношения, когда мужчина и женщина работают вместе на благо общества, это заставляет мужчин и женщин бояться друг друга. Не этому учил нас Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
Пророк позволял людям спокойно общаться с ним. Даже в момент, который может обернуться для женщины величайшим унижением, он помог девочке осознать, что в Раю она будет рядом с ним. Поэтому и нам следует пересмотреть формы взаимодействия мужчин и женщин, также как и высказывания, принятые у нас в адрес женщин.
Давайте учиться этому у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Как он ответил на вопрос женщин, могут ли они помочь? Он ответил так, чтобы поддержать и поощрить их. Он не сказал: «Нет. Вы будете отвлекать мужчин и искушать их покинуть поле боя». Он наоборот, поблагодарил их и призвал на них благословение Аллаха.
Пора нам действительно брать пример с Пророка, обладавшего превосходным характером. Он не думал, что Умайя и женщины, которые пришли вместе с нею, посеют хаос на поле брани. Он знал свою умму, потому что сам воспитывал ее. И женщины из общины следовали его примеру и, не смущаясь, спокойно подошли к нему (мир ему и благословение).
Это тот образец уважительного братского и сестринского отношения, которому мы должны следовать в нашей общественной работе, в браке, в жизни. Этот пример учит, что мужчины и женщины могут сделать свой вклад, и нам надо поощрять дух взаимопомощи ради общего блага.
Аллах субханаху ва таъала в суре «Тауба» говорит: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (Сура Тауба, 71)
Пророк саллаллаху алайхи васаллам учит нас, как достичь естественных, здоровых, гармоничных и благотворных отношений в общине. Он показывает нам, как нести послание ислама с милосердием, смирением и уважением.
Умма может извлечь массу уроков из приведенного выше рассказа, особенно умма на Западе. Метод Пророка – превращать проблемы в возможности. В этом примере женщины поощрялись к инициативе, к действию, потому что так их учил учитель. В этом ислам освобождающий, общественно полезный, революционный образ жизни, с помощью которого даже самые неловкие моменты оставляют после себя глубочайшие воспоминания, которыми человек дорожит всю свою жизнь.
Если таков ислам, такова наша религия, когда мы начнем претворять ее в жизнь? Когда мы будем следовать примеру этих сподвижниц Пророка в жизни? Разве не пришло время, чтобы красота Пророка саллаллаху алайхи васаллам коснулась, наконец, нашей общины через добродетель наших собственных поступков?
Марьям Амирэбрахими (Maryam Amirebrahimi)
Источник: SuhaibWebb.com