Этот важный столп Ислама должен быть заново исследован, систематизирован и представлен согласно сегодняшним реалиям. Авторы былых веков писали о закáте для их времени, следуя своему стилю. Каждой эпохе свойственен свой стиль, в Коране говорится: «Мы направили каждого посланника с тем, чтобы он разъяснил людям на их языке так, чтобы это было для них понятно» (Юсуф Аль–Карадави, «Фикху закáт». — С. 22).
Обязанность выплаты закáта, которая обычно следует за молитвой, следует понимать в таком же общем свете, как и молитву (Шейх Махмуд Шалтут)
Введение
Закáт — третий столп Ислама, который является видом поклонения имуществом, обязательным для тех, кто имеет определенный достаток. Закáт играет концептуальную роль в роли мусульманской общины. Об этом свидетельствуют многочисленные аяты из Корана, которые в целом можно разделить на следующие группы:
1) аяты, повелевающие выплачивать закáт (2:43, 2:110, 22:78, 24:56, 33:33, 58:13, 73:20);
2) аяты, в которых говорится о наказании за невыплату закáта (9:5, 41:6–7, 63:10);
3) исторические аяты, повествующие о повелении о выдаче закáта предшествующим народам (2:83, 5:12, 21:73, 98:4);
4) аяты, в которых подчеркивается, что выплата закáта — это признак благочестия и таким людям обещана награда от Всевышнего (2:277, 4:77, 4:162, 5:55, 7:156, 9:18, 9:71, 19:55, 23:4, 24:37, 27:3, 30:39, 31:4, 33:35, 51:18).
В данных аятах используется как непосредственно слово «закáт», «тазаккá», так и слово «садака» («милостыня», «доброе дело»). «Садака есть закáт, а закáт — это садака» (ал–Маварди).
Глагол «заккá» имеет следующие значения: 1) расти, увеличиваться, преуспевать, процветать; 2) развивать, быть чистым; 3) очищать, обелять; 4) оправдываться; 5) давать милостыню. Глагол «садака» имеет значения: 1) говорить правду, быть правдивым; 2) обходиться дружелюбно.
В реалиях современной России и стран СНГ, когда со времени снятия скрытого запрета на исповедание какой–либо религии прошло еще не так много времени, и люди постепенно возвращаются к основам своей религии, этот процесс начинается, прежде всего, с поста, намаза, и лишь в последнюю очередь верующие начинают задумываться о закáте и в большинстве случаев ограничиваются выплатой закáтул фитр.
Однако все больше и больше возрастает интерес к поклонению имуществом с ростом осознания того, что закáт — это основа экономической системы мусульманской общины. Для каждого отдельного человека закáт — это очищение (первое значение данного слова), посредством которого его сердце смягчается, он учится делиться со своим соседом, понимая, что это не просто жест доброй воли, а его обязанность перед Всевышним.
Богатые люди редко в какое время были в почете среди бедных, и именно милостыня, закáт меняет это представление, и об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему): «Высшая рука лучше низшей. Высшая рука — это рука расходующего, а низшая — рука просящего» (передано от Абдуллаха бин Умара, «Сахихул Бухари»).
Суть закáта с точки зрения макроэкономики
Всевышний так сотворил людей, что часть из них неизбежно являются богатыми, а другая часть — бедными. Часть обладает средствами производства, а другая — продает свой труд первым.
«В каждом существовавшем на земле народе можно четко различить бедных и богатых. Богатое сословие обладало силой и в течение времени становилось все более и более богаче, а то время как бедное сословие, как правило, беднело еще больше» (Мухаммад Фарид Ваджди. Ислам — универсальная и вечная религия).
Именно от того, как в дальнейшем складываются взаимоотношения между богатыми и бедными слоями общества, и зависит экономическая система общества и государства.
Всевышний не указал в Куръане, с какого имущества, как часто и в каком количестве необходимо выплачивать закáт, однако перечислил, на какие цели он должен расходоваться:
1) бедным (неимущим);
2) нищим;
3) сборщикам и распространителям закáта;
4) тем, чьи сердца хотят завоевать;
5) для выкупа и освобождения рабов;
6) должникам;
7) на пути Аллаха;
8) путникам.
В Куръане и Сунне не говорится о том, какая именно экономическая (равно как и политическая) система должна быть в государстве, однако указаны общие принципы, один из которых — добровольная отдача части своего имущества обладающим достатком в пользу тех, у кого этого достатка нет.
И на основании этого положения любая система, при которой возможно правильное следование этому принципу, способна к самосовершенствованию.
В древние времена несоблюдение принципа отдачи закáта привело к появлению и укоренению рабства как экономической категории.
Появление первых банков и бумажных денег способствовало тому, что многие люди обречены были стать должниками.
В XIX веке ситуация, при которой расцветало эксплуататорство капиталистами работников, привела к появлению и развитию марксизма, призывающего к уравниванию всех, что воплотилось на практике в виде революции 1917 года. Опять же если бы собственники капитала делились частью своего имущества с нуждающимися, была бы совсем иная экономическая ситуация.
На сегодняшний день большинством экономистов наилучшим видом экономической системы признана рыночная экономика с определенной долей государственного вмешательства.
Любое правительство заинтересовано в увеличении доли среднего класса. Правильный подход к решению вопроса о перераспределении средств в экономике является ключом к появлению и увеличению среднего класса, людей со средним уровнем достатка. Это, прежде всего, будет свидетельствовать о стабильности в стране и не сулить каких–либо социальных потрясений.
Таким образом, закáт является абсолютным выигрышем как с точки зрения индивида, так и с точки зрения общества. Значительная доля экономики закáта относится к макроэкономике, и предпосылкой к этому является регулирование закáта государством (См.: Monzer Kahf. Zakah).
Формы закáта в современных реалиях
С точки зрения отношения между властью и религией закáт может существовать в следующих формах.
1. Закáт как законодательно закрепленный налог.
На сегодняшний день закáт в форме государственного налога существует в Йемене, Саудовской Аравии, Малайзии, Ливии (закон о закáте 1971 г.), Пакистане (закон 1981 г.) и Судане (закон о закáте 1980 г. устанавливает Фонд закáта, впоследствии закáт стал отчисляться в Палату по закáту и налогам. Распределением закáта занимается комиссия волонтеров, которые подготавливают перечень нуждающихся). (См.: Monzer Kahf. Zakah. — Стр. 8).
В Малайзии регулирование вопроса сбора и распределения закáта относится к компетенции правительства каждого штата, а Закон о закáте может в каждом штате отличаться. Федеральное правительство в данном вопросе выполняет лишь консультативную функцию. При этом сборщиками закáта могут быть граждане как на постоянной, так и на временной основе.
Йемен — государство, в котором процесс сбора и распределения закáта проходил непрерывно под началом государства со времен Пророка Мухаммада (мир ему)
Что касается Малайзии, то государственным органом, ведающим вопросами закáта является Pusat Zakat. Каждый мусульманин — житель Малайзии облагается также подоходным налогом, рассчитываемым согласно прогрессивной шкале налогообложения (от 0 до 28%). Однако по его выбору все его налоговые платежи могут быть отданы в качестве закáта. При этом орган, принимающий закáт, выдает ему квитанцию, подтверждающую данную выплату.
2. Закáт как необязательный налог, выплачиваемый в централизованный государственный орган.
К странам, в которых действует такая система, относятся: Кувейт (1982 — Дом закáта при Министерстве вакфов), Иордания (Министерство вакфов), Бангладеш (Исламская организация Бангладеша), Катар, Оман, Ирак и Байхрейн, Индонезия. В Египте действует Департамент закáта социального банка Наср.
В мусульманской общине Индии существуют три формы организации закáта:
1) закáт собирается и распределяется религиозными учебными заведениями;
2) отдельными исламскими организациями;
3) региональные организации.
3. Негосударственные национальные или региональные (межнациональные) фонды закáта, организованные мусульманскими организациями (общинами) страны (стран).
Такие фонды существует в Индии, США, ЮАР, Канаде, Кении и др.
4. Обязательные взносы членов общины (местной религиозной организации).
Данная форма закáта может быть эффективной только при развитой системе общин,или местных религиозных организаций мусульман (МРОМ). При этом каждый мусульманин является членом МРОМ, платит в нее необходимые и утвержденные собранием организации членские взносы и туда же отчисляет закáтные средства либо не платит, если относится к неимущим, и получает закáтные средства из фонда общины.
5. Закáт как форма взаимодействия индивидов и финансовых организаций (исламских банков, фондов и др.).
Система исламского банкинга подразумевает больший риск банков, чем при традиционном процентном кредитовании, поэтому одной из отличительных черт ее является большее раскрытие информации о клиенте банка, и, таким образом, клиент и банк вступают в долгосрочные партнерские отношения. Такая схема может предусматривать и договор о том, что клиент выплачивает свои закáтные средства в банк, поскольку он является его гарантом, средства поступают в фонд банка и уже оттуда распределяются. Банк, в свою очередь, как юридическое лицо также выплачивает закáт.
Такая схема существует, в частности, в Малайзии, в «Tabung Haji», организации, действующей при правительстве Малайзии, одним из направлений деятельности которой является инвестирование средств в государственно значимые проекты.
6. Закáт как добровольные пожертвования в пользу бедных.
При отсутствии какой–либо предыдущей формы данная форма является малоэффективной с точки зрения мусульманской общины и носит, как правило, обрывочный характер. Однако эта форма может дополнять каждую из предыдущих форм.
7. Закáт как способ страхования мусульманской общины.
Закáт является основополагающим звеном исламской социальной системы страхования (См.: Юсуф аль–Карадави, указ. соч., — С. 181).
Закáт, помимо функции социального налога, направленного на поддержку неимущих, выполнял функцию взаимного страхования от убытков. Однако, по мнению мусульманских правоведов, в современном мире закáт уже не способен выполнять многочисленные функции страхования: «Существование фондов закáта не означает, что люди не должны сами о себе заботиться. Наоборот, они должны всеми усилиями стараться избегать использования средств, предназначенных для обездоленных и нищих.
Нет сомнений, что ущерб от современных авиа- и автожелезнодорожных катастроф может в любой стране намного превысить сумму средств в фондах закáта. Поэтому необходимо страхование, которое позволило бы использовать средства закáта по своему изначальному предназначению» (См.: См.: Мустафа Ахмад аз–Зарка. Система страхования. Ее сущность и взгляд Шариата на нее. — Казань, 1999. — С. 8–9).
Роль общины и членства в экономическом развитии общества
Закáт — не новшество Ислама. Закáт не является чем–то особенным, свойственным только Исламу и пришедшим вместе с ним, налоги в различной форме существовали задолго до этого. Ислам же обозначил важность отдачи закáта и дополнительных средств, поставив этот столп в одном ряду с обязательной молитвой.
Во время правления халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) одним из первых его поручений было повеление сбора закáта. Народы, поднявшие в те годы восстание, проявляли свое неповиновение именно отказом выплаты закáта. Данный процесс характерен для государства и народов на всех этапах развития человечества.
Перспективы использования механизма закáта в современных российских условиях для развития мусульманской общины
Каждая из рассмотренных форм организации выплаты закáта является эффективной в тех или иных экономических и политических реалиях.
В общем случае уровень благосостояния общества зависит от уровня благосостояния каждого человека. Прежде уже было показано, что одним из условий стабильности в обществе является перераспределение части средств общества в пользу нуждающихся слоев. Минимальной ячейкой общества является семья. Следующая за ней — община (или религиозная организация), к которой принадлежит каждая семья.
В зависимости от экономической ситуации в стране, устанавливается определенный процент отчислений закáтных средств в вышестоящую религиозную организацию. Одними из новых перспективных направлений развития системы закáта в России является организация и развития системы выплаты закáта юридическими лицами.
В настоящее время в России данное направление является неразвитым и закáт выплачивается лишь отдельными редкими организациями, во главе которых стоят мусульмане.
В Малайзии, скажем, юридические лица, являются плательщиками закáта наряду с обычными гражданами. Так, крупнейший фонд «Tabung Haji» ежегодно отчисляет закáт в централизованный Фонд закáта.
С целью решения данных вопросов предполагается предпринять следующие шаги.
1. Создание комитета по развитию исламского финансирования при централизованной религиозной организации мусульман — Совете муфтиев России, за которым будет закреплена роль регулирующего органа в области закáта, исламского банкинга, страхования и других направлений.
2. В рамках регулирующего органа — фонд закáта, являющийся централизованным фондом, призванным решать задачи мусульманской общины на уровне всей территории Российской Федерации.
3. Развитие уровневой системы сбора закáта.
Предположительно — три–четыре уровня: местный (община) — мухтасибат — Духовное управление мусульман региона — Совет муфтиев России.
4. Схемы по ежемесячной выплате закáта.
Среди задач, предложенных на рассмотрение специалистом Экспертного совета, могут быть новые механизмы выплаты закáта с учетом гибкости исламских экономических принципов и возможностей современных экономических институтов и продуктов.
5. Процесс развития закáтной системы должен идти параллельно с развитием системы доступного и эффективного исламского образования. Ибо без грамотных мусульман некому будет платить закáт.
6. Касательно вопросов, по которым среди исламских ученых есть расхождения, следует исходить из наиболее приемлемого с точки зрения эффективности, следуя принципу «бритвы Оккама» отбросить те вопросы, которые не являются принципиальными, и разработать единый подход.
Считаем, что в данном вопросе следует максимально применять имеющиеся достижения экономической мысли, в той мере, в которой данные достижения не противоречат исламскому праву.
Следует также отметить, что в вопросах закáта внимание ученых в большей степени было и является сосредоточенным на таких вопросах, как способ расчета закáта, определение уровня нисаба, определение перечня имущества, с которого платится закáт, но плохо остается проработанным вопрос о формах и способах выплаты закáта.
Во времена Пророка (мир ему) закáт собирался сборщиками закáта и направлялся в вакф, откуда затем перераспределялся, либо мусульмане сами приносили свой закáт в фонд. Причем форма вакфов как экономического института была известна арабам еще до Ислама. В настоящее время, к сожалению, форма выплаты закáта в большинстве случаев не претерпела изменений.
Большая часть доходов религиозных организаций — те средства, которые мусульмане приносят в мечети.
Даже в Малайзии сейчас закáт не является достаточным для обеспечения функционирования мусульманской общины страны, общий объем собранных средств в 2003 году не превышал 1% общих доходов государства.
Решение вопроса об организации закáта в неисламском государстве требует комплексного подхода, и его нужно решать вкупе с вопросами о мусульманских общинах, образовании, исламских фондов и исламских способах финансирования.
М. Калимуллина, начальник Отдела международных отношений и внешнеэкономических связей, руководитель проектов Международного департамента Совета муфтиев России,
Материал опубликован в научном ежеквартальном альманахе «Ислам в современном мире», №2 (12), 2008
islam.ru