[аяты 135 – 136]
В последующих аятах опровергаются некоторые притязания людей книги, живших в то время. Раскрывается, что все их доказательства и факты являются пустыми. Указывается на их непокорность, а также поясняется, что исламская акийда проста и естественна.
135. И сказали: «Будьте иудеями или христианами – наставитесь на праведный путь». Скажи: «Нет, [последуем] ханиф-религии Ибрахима, и не был он из многобожников».
Иудеи и христиане говорят одно и то же – если первые говорят: «Станьте иудеями, тем самым наставитесь на прямой путь», то и вторые твердят: «Будьте христианами, найдете хидаю – наставитесь на праведный путь». В ответ на это Аллах указывает Пророку Мухаммаду алайхиссалам:
«Скажи: “Нет, [последуем] ханиф-религии Ибрахима, и не был он из многобожников”».
То есть велит сказать: «Давайте лучше мы все – и вы, и мы станем следовать ханиф-нации – истинной религии Ибрахима алайхиссалам. Ханиф означает «отречение от всех ложных религий и обращение в сторону истинной религии». Религия Ибрахима алайхиссалам была именно такой, истинной, ханиф-религией. А ханиф-нация – это истинные последователи этой истинной религии, отрекшиеся от всех недействительных и ложных религий. И иудеи, и христиане козыряют перед всеми тем, что они являются потомками Ибрахима алайхиссалам, что они являются его последователями. Следовательно, если их притязания истинны, то пусть последуют ханифами Исламу, являющемуся религией их праотца Ибрахима алайхиссалам. Потому что «не был он (то есть Ибрахим алайхиссалам) из многобожников». А иудеи, утверждая, что Узайр – сын Аллаха, совершают ширк – придают Ему сотоварищей. А христиане, говоря «Ийса – сын Аллаха, тем самым допускают ширк.
В нижеследующем аяте Всевышний Аллах обращается к исламской умме и утверждает: все пришедшие от Аллаха религии едины, необходимо верить во всех пророков, которые принесли эти религии, начиная от Ибрахима алайхиссалам и до Ийсы алайхиссалам, и все обязательно должны стать мусульманами.
136. Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Яъкубу и коленам, и в то, что было дано Мусе и Ийсе, и в то, что было дано пророкам от их Господа. Не делаем различий между кем-либо из них, и мы Ему мусульмане».
Всевышний Аллах говорит мусульманам: «Скажите, что уверовали в Аллаха и в Куръан. В то же время скажите, что веруете также и в то, что Всевышний Аллах ниспосылал другим пророкам, в том числе в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку и Яъкубу алайхимуссалам». В этом списке имен пророков перечисляются также и «колена» – асбат. Слово асбат в арабском тексте является формой ломанного множественного числа от слова сибт, что означает «внук».
В Священном Куръане под «коленами» подразумеваются потомки Яъкуба (Исраила) алайхиссалам, произошедшие от его двенадцати сыновей. Следовательно, мусульмане должны также уверовать и в их пророчество.
Необходимо уверовать в Таурат, ниспосланный одному из величайших пророков – Мусе алайхиссалам, и в Инджил, ниспосланный Ийсе алайхиссалам. Также следует уверовать в то, что было ниспослано другим пророкам, имена которых не были упомянуты. И еще одна истина, о чем мусульмане должны объявить: «Не делаем различий между кем-либо из них», то есть мы одинаково веруем во всех этих пророков и не делаем различий между ними.
Одинаково относиться к пророкам, одинаково уверовать в них, одинаково почитать и уважать их – вот главное правило исламской уммы. Согласно этому наша умма стала наследником всех божественных шариатов, ибо всем этим пророкам был послан Ислам. Поэтому эта умма может перед всеми открыто заявлять, что «…и мы Ему [единственно Аллаху] мусульмане».
.