аяты [168 – 169]
В вышеприведенных аятах Всевышний Аллах пояснил, что Он — Един, что Он — Творец, что для тех, кто приравнивает Ему сотоварищей, мучительное наказание неминуемо. В следующих же аятах Он подчеркивает, что только Он дает пропитание Своим рабам и Он Сам выносит решения о харамном и халалном:
168. О люди! Ешьте из того, что на земле, халалное, чистое, и не следуйте по стопам шайтана. Поистине, он вам — явный враг.
В этом аяте Всевышний Аллах призывает не только правоверных, но и всех людей употреблять только дозволенное, очищенное. Всевышний Аллах сотворил яства и лакомства на земле для Своих рабов и дает общее разрешение есть дозволенное и чистое из них. Нет необходимости перечислять все дозволенные и чистые яства, их чрезвычайно много. Харамных — запретных, нечистых вещей очень мало и при случае они будут перечислены.
Арабское слово «халал» в словаре толкуется как «развязанный», потому что с халалом развязывается узел запретности. В религии Ислам придается большое значение тому, чтобы пища была халалной, дозволенной. В том числе, это особо подчеркивается и в этом аяте.
Один из наших праведников прошлого Сахл ибн Абдуллах сказал:
«Спасение в трех вещах — употреблять халалное, исполнять фард и следовать Пророку алайхиссалам».
В священном аяте употреблению дозволенной и чистой пищи противопоставляется следование по пути шайтана. То есть это означает, что только следующие дорогой шайтана не едят халалным-чистым путем. Шайтан выводит людей из повиновения Аллаху, не давая им идти халалным путем. А глупый человек, идущий на поводу у шайтана, не делает различий между халалным и харамным, он даже не подозревает, насколько великий грех он совершает, доходит до такой степени, что не чувствует этого. Если же вы станете увещевать его не есть запретного, он скажет: «А что в этом такого?». Это его состояние и есть доказательство того, что он идет на поводу у шайтана.
Следующий аят еще шире поясняет враждебность шайтана:
169. Поистине, [он — шайтан] велит вам [совершать] зло и разврат, и чтобы вы наговаривали на Аллаха то, чего не знаете.
Всевышний Аллах продолжает начатый в предыдущем аяте общий призыв воззванием «О люди!» и напоминает три проявления из враждебности шайтана к людям:
«Поистине, [он — шайтан] велит вам [совершать] зло и разврат».
То есть шайтан велит вам совершать скверные дела — все то, что в шариате называется «злом», принято называть «злом» по обычаю, и разум называет это «злом». А еще шайтан побуждает вас к порочному, разврату — постыдным, безнравственным, позорным делам.
«И чтобы вы наговаривали на Аллаха то, чего не знаете».
Он велит вам наговаривать на Всевышнего Аллаха и на Его религию то, о чем вы не знаете.
Всевышний Аллах глаголет истину. Действительно, человек, внимательно приглядевшийся к делам и словам людей без веры и религии, благочестия и ислама, сразу же осознает эту истину. Такие люди становятся слугами шайтана. Те, кто не отличает халал от харама, без зазрения совести совершают все злодеяния на земле. Они гордятся своими развратными делами: прелюбодейством, бесстыдством и срамностью. Подобные люди говорят о Всевышнем Аллахе, религии и шариате все, что им придет в голову.
.