[аяты 187-188]
Следующий аят разоблачает то, как люди книги нарушают завет и вероломствуют в отношении аманата:
187. И вот взял Аллах твердое обещание с тех, которым дана книга: «Непременно будете разъяснять ее людям и не будете скрывать ее». Но они бросили его [завет] за свои спины и продали его за малую цену. Скверно же то, что купили!
В священном аяте своеобразным способом излагается, как люди книги, в частности иудеи, нарушили завет и поступили вероломно.
«И вот взял Аллах твердое обещание с тех, которым дана книга: “Непременно будете разъяснять ее людям и не будете скрывать ее”».
На самом деле, когда Аллах давал им книгу, то взял с них завет, что они обязательно будут разъяснять ее людям и не станут скрывать ее. В частности, они должны были передавать людям описание Мухаммада алайхиссалам, весть о приходе которого была в их книгах, а также сведения о нем, не скрывая.
«Но они бросили его [завет] за свои спины и продали его за малую цену».
Люди книги бросили за спины завет и вместо соблюдения этого завета взяли ничтожные вещи этого мира.
«Скверно же то, что купили!»
Имам Бухари рахматуллахи алайхи передает от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил иудеев об одной вещи, они скрыли это от него и сообщили ему о другой. И вышли от него, словно сообщили о спрашиваемом. Вместе с тем, они захотели получить похвалу за это. По-своему обрадовались за то, что скрыли от Пророка спрашиваемое».
Тогда был ниспослан нижеследующий священный аят:
188. Не считай же тех, которые радуются тому, что совершили, и любят, чтобы их хвалили за то, чего не совершали, — свободными от мучения. И им — горестное мучение!
В этом аяте следует обращение к Пророку алайхиссалам. Иудеи не смогут избегнуть мучений тем, что скрыли то, о чем он спросил, а вместо этого сообщили о другом и обрадовались своему поступку, и захотели получить похвалу за то, чего не совершили. Они несомненно будут подвергнуты горестным мучениям.
В этом известии есть нотки утешения для Пророка алайхиссалам и мусульманам. Конечно, священный аят не относится к вышеприведенной истории об Ухуде. Хотя причина его ниспослания особенна, его применение общее и относится ко всем схожим делам.
.