ВОПРОС: Ассаламу алайкум, почтенный Шейх!
Прежде всего, прошу Аллаха умножить Ваши года, а Ваши деяния сделать благополучными. Мой вопрос заключается в следующем: на одном из форумов исламского сайта я прочитал тему, в которой говорилось, что произнесение тасбиха и такбира «общинно» после намаза, это «то, чего нет в религии, это — бидъа (нововведение)». Оказывается, Пророк алайхиссалам не давал на это указаний. По этой теме происходят многочисленные споры. Пожалуйста, внесите ясность касательного вопроса на этом форуме! Заранее спасибо за Ваш ответ!
ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим.
- Это — очередные нападки безмазхабников. Некоторое время назад им поступило из их центра указание поднять этот вопрос и внести разногласия среди мусульман. Это указание они распечатали на бумаге и начали бегать во все стороны. Об этом, помимо нас, пришли сообщения и из соседних стран, из других стран СНГ и даже из США. В них, кроме того, о чем вы сказали, есть сообщение и о вознесении молитвы соборно, джамаатом. И это тоже одна из старых погудок безмазхабников. Они периодически поднимают этот вопрос наряду с другими своими погудками.
- То, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не давал указаний, еще не является доводом против всего. К примеру, он алайхиссаллам не давал указаний, чтобы намаз таравих совершался в его сегодняшнем виде. Однако, все мусульмане, в том числе и безмазхабники, совершают его в том виде, которое известно всем нам. Самое важное, Пророк алайхиссалам также и не отвращал от совершения этого дела. Похожих на это вещей очень много. Потому что, положения нашей религии беруться не только из Сунны. А берутся они из источников, по четырем из которых мнения единодушны, а по некоторым в шести из которых существуют разногласия.
Положения шариата беруться из нижеследующих масдаров — источников:
1. Куръан.
2. Сунна.
3. Иджмаъ.
4. Кийас.
5. Амали сахаби.
6. Масалихул мурсала.
7. Истихсан.
8. Шаръу ман каблана.
9. Урф.
10. Истисхаб.
Ученые и на эту погудку безмазхабников ответили должным образом. Об этом даже написаны отдельные трактаты. В учениях нашей религии, в частности, в пречистой сунне есть призыв к тасбиху (поминанию Аллаха пречистым от изъянов), такбиру (возвеличивание Аллаха) и молитве. Об этом тоже написаны отдельные трактаты. Также есть призыв выполнять эти деяния после намаза. Затем, есть также и хадисы о том, как один человек возносит молитву, а остальные говорят “аминь”. Значит, совершение этих трех деяний существует в сунне. А кто сказал, что нельзя совершать одновременно три вещи, которые существуют в сунне?! Только безмазхабники, о которых вы говорите. Подписавшиеся под их листовками, это люди сегодняшнего дня. Вот они и подняли это вопрос. Но не подлинные улемы или муджтахиды уммы.
Позвольте представить вашему вниманию один пример из фатава касательно этого вопроса некоторых современных ученых, которые придерживаются мазхабов. Эта фатва была издана Комитетом по фатвам при Кувейтском Министерстве по делам Ислама и Вакфа.
ВОЗНЕСЕНИЕ СОБОРНОЙ МОЛИТВЫ (ДУА ДЖАМААТОМ)
2007. 2566. «Комитету по фатвам был представлен вопрос от господина Фахда:
«Некоторые люди возносят молитву Аллаху соборно общиной. На одном из собраний я удивился этому и спросил их имама: «Разве это существует в шариате?» Он рассказал мне хадис, который указывает на существование такого деяния в шариате.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Когда соберется группа людей, и некоторые из них вознесут мольбу, а остальные будут говорить “аминь”, Аллах непременно внемлет их мольбе».
Я узнал, что такая соборная общинная молитва совершается после каждого занятия или проповеди в мечети. Оказывается, они всегда делают так. В других местах я слышал, что такая мольба является бидъой и о ней не сказано в хадисах от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Когда я сказал этому человеку, что это деяние, то есть вознесение им молитвы и произнесение остальными соборно слова «аминь» является бидъой, он заступился за свое мнение и даже не посмотрел на меня. Надеюсь, вы ответите на этот мой вопрос. Благодарствую!»
Комитет дал следующий ответ:
«Все [улемы] единодушны во мнении о существовании в шариате соборной [общинной] молитвы при истиска (استسقاء — досл. «просить изобилия воды», «требовать орошения»; в терминологии шариата «прошение воды, когда ее поступление задерживается».) и кунуте (قنوت — досл. «мольба», «искреннее смиренное прошение»; умолять Аллаха, стоя в намазе, об устранении зол и привлечении добра.)».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Пусть никто не возглавляет намаз группы, будучи молящимся обособленно за себя, оставив остальных. Если сделает так, то поистине он предал их [совершил вероломство к ним]».
Передали Тирмизи и другие.
Ибн Асир говорил: «Это тоже самое, когда один возносит слова молитвы, а другие произносят “аминь”, как в кунуте». То же самое говорил и Ибн Таймийа (Шархул-мунтаха. 11995)
Общинная (соборная) молитва допустима по шариату и в других, более общих местах и обстоятельствах, чем в приведенных выше примерах. В «Фатхе», комментируя слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Когда кари говорит “аминь”, говорите и вы “аминь”, ибо ангелы тоже говорят “аминь”», Хафиз пишет: «Здесь под словом “кари” подразумевается имам, возглавивший намаз. Но есть вероятность, что слово “кари” может подразумевать более общее значение».
Доказательством этому (совершению молитвы соборно) служит хадис, переданный Хакимом (санадом сахих) и Табарани от Хабиба ибн Масламы ал-Фихри радияллаху анху: «Он был из тех, чья молитва принималась (сбывалась). [В одном из походов] он был назначен эмиром (руководителем) группы воинов. Когда столкнулись с врагом, он сказал: «Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Если одна группа соберется и один из них станет возносить молитву, а другие станут произносить «аминь», то Аллах непременно внемлет их мольбе”». Потом восхвалив Аллаха и едва начал молиться словами: «Аллах мой! Сохрани нашу кровь! Сделай наши награды как награды мучеников!», как в шатер Хабиба (сдаваясь) вошел эмир противника».
Бахути пишет в «Кашфул кина» (1367) следующее:
«После намазов фаджр и аср, с учетом присутствия в этот момент ангелов, имам возносит молитву. Община произносит «аминь». Тогда будет высока вероятность принятия мольбы. Также, помимо этих двух, он возносит молитвы и после других намазов. Ибо промежутки времени после фард намазов являются из тех периодов, когда молитвы принимаются».
Таким образом, совершение общинной молитвы является мустахабом, а не бидъой. Но его не признают за сунну».
«Маджмуъатул фатаваи шаръийя». Т.7, стр. 45-46.