Вопрос: Ассаламу алайкум! Один мой знакомый как-то сказал мне о двух вещах. То есть он намеревается выйти из мазхаба. Если откровенно, у этого молодого человека практически нет знаний о религии (а если и есть, то очень мало), однако ни с того ни с сего он высказал о своем намерении: «Я собираюсь выйти из религии». Когда же я спросил его о причине, то он произнес, что «придерживаться мазхаба неправильно». Он также высказал еще об одном своем странном поведении: когда он идет на пятничный намаз, то не слушает проповедь, а вместо этого обедает, потом заходит в мечеть чтобы совершить намаз. Когда я спросил о причине такого поступка, он сказал мне, что проповеди ему не нравятся.
Исходя из этого, я бы хотел задать два вопроса:
1. Каков хукм (решение) при выходе из мазхаба?
2. А каков хукм при отказе слушать проповеди — амру бил маъруф («повелевание к одобряемым деяниям») перед пятничным намазом? Я слышал, что слушать проповедь, то есть амру бил маъруф является фардом, это правда?
ОТВЕТ: БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ
Если человек, который вышел из мазхаба не находится на уровне муджтахида, то есть не обладает достаточными знаниями, чтобы на основе аятов и хадисов самому выносить решение, то он создает для себя трудности. Он не знает, правильно ли совершает свой ибадат или нет. Также и во всех других вопросах он оказывается в подобном положении.
В человеке, который не любит слушать проповеди во время пятничного намаза или в другое время, также нет и добра. Потому что он не любит добро.
Попробуйте увещевать этого своего знакомого, пусть он образумится. Пусть он не прислушивается к словам всяких подстрекателей. Валлаху аълам.