Вопрос: Ассаламу алайкум, Хазрат!
Один человек выполняет все пять обязательных столпов (Ислама), раздает на пути Аллаха много милостыни и совершает благодеяния, имущества у него тоже очень много. Этот человек построил очень большой дом. Считается ли это расточительством? По этому поводу я вступил в спор с одним из братьев по вере. Он говорит: «Это не расточительство, потому как этот человек выполняет все пять фардов и раздает милостыню. и что это [строительство такого дома] — на его усмотрение».
По возможности дайте, пожалуйста, на это конкретный ответ или с представлением какого-нибудь доказательства.
ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
В этом вопросе будет неправильно высказывать одностороннее мнение. В этом отношении даже хадисы и предания о жилищах не одинаковы. Если изучить тексты, в которых жестко критикуются лишние расходы на жилье и дома, то выяснится, что в них осуждаются излишние траты ради состязания, высокомерия, зазнайства и хвастовства.
Однако улучшать жилище честным и халалным путем, соблюдая ибадаты и обязательства, допускается.
Передается от Абу Убайды радияллаху анху:
«Я спросил Абдуллаха о расточителях, он сказал: «Они — несправедливо расходующие имущество».
Следовательно, человек, который расходует имущество несправедливо, на запретное, гнусное и бесполезное, становится одним из «мубаззиринов», то есть расточителей, упомянутых в Куръане и заслуживает уготованных для них мучений. Мы с вами должны быть весьма осторожны и не становиться расточителями.
Ибн Аббас радияллаху анху сказал:
«Расточительство в несправедливом расходовании».
То есть человек, несправедливо расходующий имущество, является расточительным.
Передается от Нафиъа ибн Абдулхариса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Просторное жилище, праведный сосед и хорошее ездовое это из [показателей] благоденствия человека».
Передал Бухари в «Ал-Адаб ул-Муфрад».
Значит, просторность жилища, праведность соседей и благость ездового — того на чем ездят, относятся к факторам благоденствия человека. Валлаху аълам.