ВОПРОС: Ассаламу алайкум, почтенный Шейх. Прося у Аллаха здоровья и благополучия для Вас, хочу задать один вопрос. Если мой вопрос повторный, тысячекратно прошу извинить. Если это возможно, дайте сведения о бадал хадже бадал.
Да будет доволен Аллах Вашими деяниями на пути истины.
ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
БAДAЛ-ХАДЖ
(Бадал-хадж - хадж, совершаемый одним человеком вместо другого (от арабс. "бадал"- вместо, взамен)
Дозволяется, если кто-то попросит другого совершить хадж вместо себя по причине, что сам он не в состоянии совершить его и он (хадж) состоится от его имени. При условии, что его несостоятельность продолжится вплоть до самой его смерти и намерение было выражено только от его имени.
Однако в случае, если после выполнения по его просьбе бадал-хаджа его несостоятельность пройдет и он обретет способность совершить хадж, то совершение хаджа им самим станет фардом (обязательным). Также необходимо, чтобы личность, совершающая хадж бадал, вознамерилась на его совершение только от имени одного человека.
В Исламе ибадаты бывают трех видов:
1. Чисто телесные ибадаты.
К примеру, в таких ибадатах, как намаз и пост, повиновение, поклонение Всевышнему Аллаху выполняется телом и душой человека. Нет никакой нужды в имуществе, в деньгах. Такие телесные ибадаты становятся для каждого человека первостепенным фардом (фардул айн). Их каждый человек должен выполнять сам, никто не может совершить намаз или держать пост вместо другого.
2. Чисто имущественные ибадаты.
К ним относятся такие поклонения, как закáт и садака (милостыня). Эти ибадаты совершаются посредством расходования человеком своих имущества и денег. Выгода получающего имущество человека определена. Такие имущественные ибадаты от имени одного человека могут быть совершены другим. К примеру, владелец имущества может попросить другого вычислить размер закáта и раздать его тем, кто правомочен на его получение. Или же он может вручить другому человеку деньги и попросить его раздать милостыню от своего имени.
3. Ибадаты, которые совершаются телесно и имущественно.
Хадж является таким ибадатом. Потому что в этом ибадате человек совершает путешествие, перенося трудности, и выполняет ибадаты, обременяя себя и прилагая усилия. В то же время он расходует и деньги-имущество.
На вопрос о том, «Может ли вместо одного человека выполнить такие ибадаты другой человек?» в разных мазхабах высказаны различные мнения.
Ученые ханафитского мазхаба сказали, что хадж относится к «ибадатам, которые вместо одного человека может исполнять другой«. Однако для этого существуют несколько условий:
1. Несостоятельность (неспрособность) человека для совершения хаджа продолжается до конца его жизни. Например, неизлечимая болезнь и слепота. Подобные им другие условия.
2. Наличие намерения совершить хадж от имени отправляющего на хадж человека. То есть, если отправляющийся на хадж человек собирается совершить хадж от имени другого человека, то он должен вознамерится не от своего имени, а от имени того, от чьего имени совершает хадж.
3. Большая часть расходуемых средств должны принадлежать тому человеку, от имени которого совершается хадж, если он о том сделал завещание. Если же он не завещал, тогда могут быть средства и другого человека.
Нельзя условиться относительно выполняющего хадж бадал человека, как «арендованного».
5. Необходимо не нарушать условия человека, от имени которого совершается хадж. К примеру, если он поручил совершить хадж Ифрад, то нельзя принимать намерение о хадже Киран или хадже Таматтуъ.
6. Нужно вознамериться только об одном хадже. То есть, нельзя вознамериться одновременно от имени этого человека и от своего имени. Или же, нельзя совершать бадал-хадж сразу от имени нескольких людей.
7. Обе стороны, то есть, как заказчик, так и исполнитель, должны быть мусульманами и разумными. Не допускается, чтобы хотя бы один из них был неверным или полоумным.
8. Человек, который совершает бадал-хадж, должен быть человеком со здравым и зрелым рассудком. Если это будет не различающий ничего безрассудный малолетний ребенок, то хадж не будет принят.
9. Человек, который выполняет бадал-хадж, должен быть уже выполнившим свой фард-хадж, то есть исполнившим свой религиозный долг хаджа.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам направлялся для совершения хаджа, женщина из племени Хасъам преградила дорогу его верблюдице и спросила:
— О, Посланник Аллаха, моему отцу хадж стал фардом, но он не успел выполнить его и скончался, могу ли я совершить хадж от его имени?
Пророк алайхиссалам сказал ей:
— Если бы у твоего отца был долг перед кем-нибудь, могла бы ты погасить его?
— Могла, — сказала она.
Тогда Пророк алайхиссалам сказал:
— Твое исполнение долга перед Аллахом лучше.
В соответствии с этим благородным хадисом дано разрешение на совершение бадал-хадж. Валлаху аълам.