Вопрос: Ассаламу алайкум! Считается ли ваджибом совершение земного поклона (саджды) при слушании или прочтении саджда-аятов из Священного Куръана? Каким образом совершется саджда, совершаемая при слушании саджда-аята? Прошу Вас, да будет Аллах доволен вами, расскажите мне подробно о порядке совершения саджды. Необходимо ли совершать такую саджду сразу? То есть, необходимо ли совершить его немедля даже тогда, когда мы слышим такой аят, будучи на улице или, когда мы находимся в состоянии ахдас — без омовения? Заранее благодарю.
Ответ: Ва алайкум ассалам! Необязательно выполнять саджду сразу, когда был услышен саджда-аят. Главное, чтобы это не откладывалось до самого конца жизни.
ГЛАВА О САДЖДАТУТ ТИЛАВАТ
Человеку, прочитавшему или услышавшему один из четырнадцати саджда-аятов из сур «Аъраф», «Раъд», «Нахл», «Бани Исраил», «Марйам», первый в «Хадж», «Фуркан», «Намл», «Алиф, Лаам, Миим, Саджда», «Сод», «Хаа, Миим, Саджда», «Наджм», «Иншикак» и «Икраъ», становится ваджибом совершение одного раза саджды между двумя такбирами с соблюдением условий, существующих для намаза, но без поднятия рук, без ташаххуда и приветствия. Во время такого действия произносится тасбих, произносимый во время обычной саджды.
Если человек, услышав саджда-аят от имама, возглавляющего намаз, затем последует ему в следующем ракъате, он совершит саджду после намаза, подобно тому, как если бы совершающий намаз человек услышал аят саджды от человека, не совершавшего намаз вместе с ним.
Тот, кто последовал имаму в том же ракъате после саджды имама, не соверашет садждатут тилават. Однако, если последовал имаму (присоединился к намазу) до его саджды, то выполнит саджду вместе с имамом, даже если и не слышал аят саджды. Если последователь (муктади) прочитал аят саджды, то выполнит саджду только тот, кто услышал его со стороны. Садждатут тилават в намазе не оставляется на пору вне намаза. Рукуъ, совершенный без остановки, может заменить садждатут тилават. Если в одном месте или в одном намазе один и тот же саджда-аят был повторен несколько раз, будет достаточным совершение одной саджды. Для услышавшего принимается во внимание его собственное местопребывание. Передвижения при ткании одежды и перемещение с одной ветки на другую считается изменением местопребывания. Является макрухом (нежелательным) намеренное пропущение саджда-аята. Если иначе, не является макрухом. Будет мандубом добавлять к одному другой. Хорошо делать его в тайне от (потенциальных) слушателей. В данной главе будут изучены вопросы о совершении саджды при тилавате саджда-аятов из Священного Куръана, достоинства этого деяния, положения о нем и другие вопросы, имеющие отношение к этому вопросу.
Счастье человеческого рода заключено в выполнении саджды, повинуясь повелению Аллаха. В том числе и в садждатут тилават. Потому как в каждой садждатут тилават есть повеление о саджде Аллаху, фразы с таким значением.
А теперь, перейдем к пояснению текста из «Мухтасарул Викая».
Человеку, прочитавшему или услышавшему один из четырнадцати аятов, становится ваджибом совершение одного раза саджды между двумя такбирами с соблюдением условий, существующих для намаза, но без поднятия рук, без ташаххуда и приветствия.
Садждатут тилават состоит из одной саджды и, кланясь в саджду, один раз произносится такбир, а второй раз — поднимаясь из этого состояния. Совершение садждатут тилават является ваджибом. На это указывают следующие доказательства:
Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:
«Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им поминают о них, падают ниц (совершают саджду), пречищают хвалой своего Господа и они не проявляют высокомерия» (аят 15).
Всевышний Аллах, осуждая тех, которые не совершают саджду, в суре «Иншикак» сказал: «И когда им читается Куръан не совершают саджду» (аят 21).
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Посланник саллаллаху алайхи васаллам, читая суру с саджда-аятом, совершал саджду. Мы тоже вместе с ним совершали саджду. Даже некоторые из нас не могли найти место для челобитья». Передали все трое.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Посланник саллаллаху алайхи васаллам читал для нас Куръан, а когда завершал чтение саджда-аята, он, произнеся такбир, выполнял саджду. Мы тоже вместе с ним совершали саджду».
Передали Аду Давуд и Хàким.
Условия для выполнения садждатут тилават те же, что и для саджды в намазе: быть мусульманином, здравомыслящим, достигшим совершеннолетия и чистым от хайза и нифаса. Чтобы садждатут тилават был правильным, обязательным условием являются следующие: быть в состоянии омовения, тело, одежда и место саджды должны быть чистыми, лицо должно быть обращено в сторону Каъбы, аврат прикрытым и иметь намерение.
Во время совершения саджды руки не поднимаются (как при вступлении в намаз), также в ней нет ташаххуда и приветствия, так как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не совершал этих действий, когда совершал садждатут тилават. Во время саджды произносится тасбих, произносимый во время обычной саджды. Человеку, который прочитал или услышал следующие четырнадцать аятов, саджда становится ваджибом:
Сура «Аъраф», аят 206.
Сура «Раъд», аят 15.
Сура «Нахл», аят 49.
Сура «Бани Исраил» («Исра»), аят 109.
Сура «Марйам», аят 58.
Первый саджда аят в суре «Хадж», то есть аят 18 (второй саджда-аят в данной суре, аят 77, по ханафитскому мазхабу не считается ваджибом).
Сура «Фуркан», аят 60.
Сура «Намл», аят 26.
Сура «Саджда», аят 15.
Сура «Сод», аят 24.
Сура «Фуссилат», аят 37.
Сура «Наджм», аят 62.
Сура «Иншикак», аят 21.
Сура «Алак», аят 19.
Как мы уже говорили выше, если человек, услышав саджда-аят от имама, возглавляющего намаз, затем последует ему в следующем ракъате, он совершит саджду после намаза, подобно тому, как если бы совершающий намаз человек услышал аят саджды от человека, не совершавшего намаз вместе с ним.
Вошедший в мечеть услышал, как имам, прочитав саджда-аят, совершил садждатут тилават, а затем встал на очередной ракъат. Вошедший присоединился к намазу в том самом очередном ракъате. Этот человек выполнит садждатут тилават после завершения намаза. Это подобно тому, когда читающий намаз человек услышит тилават такого аята от человека, не совершающего намаз в это время, или совершающего другой намаз. Услышавший тоже совершит садждатут тилават после завершения своего намаза.
Тот, кто присоединился к тому же ракъату уже после совершения имамом саджды, не выполнит садждатут тилават. Он не совершит саджду тилават как внутри намаза, так и после его завершения. Так как, присоединившись к тому ракъату, он обретает все, что было в данном ракъате, в том числе садждатут тилават.
Однако если последует имаму до этого, совершит садждатут тилават вместе с ним, даже если не слышал аята. Если же этот человек последовал имаму до совершения им садждатут тилават, и если если он не слышал тилават саджда-атая, то он все равно совершит садждатут тилават вслед за имамом. Потому что после последования имаму с намерением уже надлежит следовать ему.
Если муктади прочитает саджда-аят, то саджду выполнит только тот, кто услышал его будучи вне намаза, а сам не будет совершать саджду.
В случае возникновения такой ситуации, муктади, прочитавший саджда-аят не сможет выполнить садждатут тилават. Так как если он сделает это, его действие сочтется как противоречащее действиям имама. Его имам тоже не может выполнить садждатут тилават, потому что сам он не произносил саджда-аят. Недопустимо, чтобы он последовал за муктади. Другие муктади, которые совершают намаз вместе с этим муктади, не могут выполнить садждатут тилават. Потому что они тоже должны следовать имаму. Однако тот, кто услышал тилават данного аята саджды будучи вне намаза, должен совершить садждатут тилават. Садждатут тилават, что имеет место в намазе, не оставляется (када) вне намаза.
Потому что эта саджда стала ваджибом как знак совершенства намаза. Действия, выполняемые для совершенства намаза, не совершаются вне намаза. Рукуъ, совершенный сразу после тилавата саджда-аята, является заменяющим для садждатут тилават.
То есть после произнесения аята саджды кем-либо в намазе, если рукуъ последует за ним не позднее прочтения последующих трех аятов, тот рукуъ сочтется вместо садждатут тилават. Если прошло больше трех аятов, рукуъ не заменит садждатут тилават. С того человека слагается садждатут тилават, но он станет грешным за несовершение саджды.
Ибн Умар радияллаху анху после прочтения в намазе аята саджды совершал рукуъ. Потому что рукуъ, как и саджда, совершается в знак смиренности. Если после прочтения саджда-аята, вознамерившись на выполнение садждатут тилават выполнить обычный рукуъ намаза, а также еще вознамерившись на выполнение садждатут тилават выполнить очередную саджду намаза, то это сочтется и как за саджду намаза, и как за садждатут тилават. Если не было намерения, тогда не сочтется.
Если в одном местопребывании или в одном намазе один и тот же саджда-аят будет повторен несколько раз, одного раза садждатут тилават будет достаточно. Если читающий саджда-аят повторит его в мечети, внутри маленького помещения, на движущемся транспорте или корабле, либо соврешенный перед намазом тилават повторит в том же месте уже в намазе, одной саджды будет достаточно. Потому что во всех этих состояниях местоположение считается одним и тем же, и все тилаваты обобщаются.
В этом случае, без различно, сделает ли он саджду после всех повторов аята, или совершит саджду после первого, а потом станет повторять. Читающий обычно повторяет аят ради заучивания наизусть, в целях получить знания, для акцентирования внимания или чтобы понять. Если выполнять саджду при каждом чтении, то возникнут затруднения и, избегая этого, он может оставить повторения. Всевышний Аллах не желает трудностей в религии. Он в Своей Книге сказал: «И не сделал для вас в религии никакой тяготы» (сура «Хадж», аят 78). А в другом аяте сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Бакара», аят 185)
Для слушателя принимается во внимание собственное местопребывание.
Садждатут тилават становится ваджибом исходя из местопребывания слушателя.
Даже если читавший (совершавший тилават) прочел его в нескольких местах, а слушавший услышал его на одном месте, он (слушавший) совершит садждатут тилават один раз.
Если совершающий тилават читает сидя на одном месте, а слушающий меняет свое местоположение, то он выполнит саджду столько раз, сколько он менял место.
Передвижения при ткании одежды и перемещение с одной ветки на другую считается изменением местопребывания.
«Передвижения при ткании одежды» означает, что раньше устанавливали кустарный ткацкий станок для изготовления ткани, то есть вбивали колышки на определенном расстоянии и, передвигаясь с пряжей между колышками, делали ткани. Здесь подразуеваются те самые предвижения. Стало быть, если человек прочтет или услышит саджда-аят стоя на одной стороне станка, станет ваджибом выполнение одного садждатут тилават, если услышит, уже придя на другую сторону станка, еще один садждатут тилават станет ваджибом. Также, тот, кто находится на дереве, перейдет с одной ветки на другую, это считается изменением местоположения. Для него тоже становится ваджибом совершение садждатут тилават столько раз, сколько он переходил с одной ветки на другую.
Прохождение по пустыне или по дореге трех шагов считается изменением местоположения и становится ваджибом выполнение садждатут тилават.
Если совершен тилават нескольких саджда-аятов, то даже если находится на одном и том же месте, саджда выполняется в соответствие с количеством саджда-аятов.
Считается макрухом при чтении пропускать (оставлять) сам саджда-аят.
Во время тилавата, будь то в намазе или вне него, будет макрухом оставление только саджда-аята и переход на следующий аят. Это равносильно уклонению от выполнения саджды, от повиновения Аллаху.
Обратное этому не является макрухом.
Тилават только самого саджда-аята не считается макрухом. В этом присутствует стремление к саджде.
Считается мандубом добавление к этому тилават другого.
Будет лучше, если прочитать один-два аята вместе с саджда-аятом, дабы не было ощушения, будто одному аяту отдается предпочтение перед другим.
Делая кираат одного саджда-аята, если в конце аята не будет произнесено слово со значением саджды, саджда не делается. Если будет прочитано только само слово со значением саджды, также саджда не делается.
Приветствуется, когда тилават саджда-аята совершается тайком от других слушателей.
Потому что он может быть не готов к совершению садждатут тилават и для него возникнут определенные турдности. Например, он может быть в состоянии ахдаса (без омовения).
Считается макрухом, когда имам соврешает тилават саджда-аята в намазе, в котором кираат совершается не вслух. В этом случае, муктади (последователи), не зная, почему была совершена саджда, впадут в сомнения.
Тилават саджда-аята в намазах жумуъа и ийд также считается макрухом.
Если имам совершит тилават саджда-аята, когда стоит на минбаре для хутбы, он выполнит садждатут тилават находясь на минбаре или спустившись с него вниз. Слушаюшие тоже выполнят садждатут тилават.
Садждатут тилават лучше выполнить, сначала встав с места. Пока человек, прочитавший саджда-аят не поднимет голову с саджды, слушатели тоже не поднимают головы (из книги «Кифая» шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа рахматуллахи алайхи). Валлаху аълам.
Коллегия «Спросите людей зикра»