Вопрос: Каждый день нужно выполнять фард намазы, а сунна-намазы, которые выполняются до и после фард, тоже обязательны или желательны?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Передается от Умму Хабибы радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Который из рабов Аллаха каждый день помимо фард-намазов станет совершать еще двенадцать ракъатов добровольных намазов, Аллах непременно построит для него дворец в раю»
Умму Хабиба сказала: «После этого я все время совершаю их».
Передали пятеро, кроме Бухара.
Тирмизий добавил:
«Перед намазом зухр — четыре ракъата и после — два ракъата. После намаза магриб — два ракъата. После намаза иша — два ракъата. После намаза фаджр — два ракъата».
Ханафитский мазхаб крепко держится этого хадиса и внедрил в жизнь основательно. В этом хадисе присутствует настоятельный призыв к постоянному совершению намазов сунна, сопутствующих фард-намазам. За выполнение этих намазов обещается великое вознаграждение.
Обещанное вознаграждение за такие намазы состоит в построении со стороны Всевышнего Аллаха отдельных дворцов в раю.
Наверное, нет более лучшей мотивации для совершения намазов сунна, связанных с намазами фард.
Именно поэтому мать правоверных Умму Хабиба, с той поры, как услышала это известие, ни разу не пропускала сунна-намазы. Нам, в свою очередь, следует поступать таким же образом.
Сунна-намазы, что обычно совершаются перед фардами, выполняют также функцию своего рода тренировочного — подготовительного упражнения. Тем, кто совершил такой намаз перед фардом и тем самым подготовился, будет легко совершить фард-намаз, соблюдая при этом требования смиренности и покорности.
Унна-намазы, что совершаются после фардов, выполняют восполняющую функцию, если в фард-намазе были допущены некоторые изъяны и упущения.
Именно поэтому в шариате такие сунна-намазы называются как «мукаммилаат» — восполняющие намазы.
Словом, к сунна-намазам, о совершении которых сказано настоятельным образом, ханафитский мазхам всегда придавал особое значение. В качестве доказательства этому приведены аргументы из сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Существуют риваяты хадисов о том, что он иногда даже возмещал пропущенные сунна-намазы.
Вместе с тем, если путник не имеет возможности совершить намаз сунна двигаясь в пути, то может пропустить его. Однако когда не двигается в пути (во время остановки) такой намаз совершается.