Вопрос: Как поступать, если умирает близкий родственник, который не был мусульманином, а был христианином? Можно ли помогать организовывать погребальный обряд в соответствии с его вероисповеданием, естественно без держания свечек и других христианских обрядов, но с уважением к религии ушедшего. Какие слова можно произносить мне, мусульманке, во время погребения, до и после него? Можно ли обращаться к Всевышнему и просить за умершего родственника немусульманина, о Его Милости к нему и о прощении?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Всевышний Аллах в суре «Тауба» смилостивился сказать так:
113. Не подобает Пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, даже если они — родственники, после того, как стало ясно им [Пророку и верующим], что, поистине, они — обитатели огня.
О причине ниспослания этого священного аята имам Ахмад передает от Ибн Мусаййиба, а тот — от своего отца следующее: «Когда приблизилась кончина Абу Талиба, к нему вошел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Возле него находились также Абу Джахл и Абдуллах ибн Абу Умаййа. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— О дядя, если ты скажешь «Лаа илааха иллаллах», я вознесу перед Аллахом мольбу за тебя.
А Абу Джахл и Абдуллах ибн Абу Умаййа сказали:
— О Абу Талиб, неужели ты отвернешься от религии Абдулмутталиба?
Он же [Абу Талиб] сказал:
— Я в религии Абдулмутталиба.
Тогда Пророк Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если мне не будет запрещено, то я буду просить прощения для тебя.
Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: “Не подобает Пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, даже если они — родственники, после того, как стало ясно им [Пророку и верующим], что, поистине, они — обитатели огня”».
Значит, раз уж Пророку саллаллаху алайхи васаллам нет дозволения, то другим и подавно не будет. Здесь открыто просматривается, что связь веры и вероубеждения стоит выше всех связей. Для правоверного человека предпочтительней всего его ийман, поэтому он, прежде всего, налаживает связи и узы с братьями по ийману и религии. А кровные и родственные связи здесь ничего не решают.
После этого священного аята, поясняющего Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и верующим, что не разрешается просить прощения для мушриков, естественным образом возникает справедливый вопрос: «В таком случае, почему Ибрахим алайхиссалам просил прощения для своего отца — многобожника?»
На Аравийском полуострове, в особенности в Мекке, история Ибрахима алайхиссалам была хорошо известна. Потому что события происходили именно в этих местах. Мекканцы гордились тем, что они принадлежат к религии Ибрахима алайхиссалам.
В следующем аяте дается ответ на этот возможный вопрос.
114. И не была просьба Ибрахима о прощении грехов для своего отца ничем, кроме как [по] обещанию, которое он дал ему. Когда же стало ясно ему, что, поистине, он [отец] — враг Аллаха, отрекся он от него. Поистине, Ибрахим — действительно сострадателен, кроток.
То есть когда отец Ибрахима алайхиссалам препирался с ним, ругал его и хотел забросать камнями, обладающий кроткостью Ибрахим алайхиссалам дал обещание: «Я попрошу у Аллаха для тебя прощения». И он попросил прощения для своего отца всего лишь для того, чтобы выполнить это обещание. Впоследствии ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха. Тогда он отрекся от своего отца. Значит, имевшее место прошение о прощении исходит от личных качеств самого Ибрахима алайхиссалам.
«Поистине, Ибрахим — действительно сострадателен, кроток».
Слово, которое мы перевели как «сострадателен», в аяте выражено арабским словом аввахун. То есть человек, который много стонет и вздыхает. А арабское слово халим, переведенное как «кроткий», обозначает качество человека, который терпелив и снисходителен к причиняемым обидам и прощает причиняющих их.
Всевышний Аллах пояснил выше, что правоверным нельзя просить прощения для мушриков. В следующем же аяте Он говорит, что пока не объявит им это положение, Он не подвергнет их наказанию и мучению.
115. И не таков Аллах, чтобы вводить народ в заблуждение после того, как наставил их на праведный путь, пока не разъяснит им, чего остерегаться (проявлять богобоязненность). Поистине, Аллах о всякой вещи Знающий.
То есть уверовавшим и ставшим мусульманами вначале поясняется, что нужно делать и чего им следует остерегаться, будучи богобоязненными. А если и потом они совершат неправое дело, пойдут по неправильному пути, только после этого Аллах примет в отношении них меры.
«Поистине, Аллах о всякой вещи Знающий».
Именно поэтому Он никого не подвергает наказанию, пока не изложит положения.
116. Поистине, Аллах — Ему [принадлежит] владычество небес и земли, дает жизнь и умерщвляет. И нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника.
Раз уж власть над небесами и землей принадлежит исключительно Самому Аллаху, то Он властвует в отношении них так, как Сам того пожелает. Кому пожелает, тому дает жизнь, кого захочет — умерщвляет.
«И нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника».
Значит, берите в покровители только Его и просите о помощи только у Него.
(Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, «Тафсир Хилал»)