Вопрос: Ассаламу алайкум достопочтенный Шейх! У меня есть вопрос: Можно ли наносить масх на носки-ичиги, т.е. на привозимые из Индии кожаные масхи? Какова фатва по этому поводу? Спасибо заранее за ответ. Пусть Аллах будет доволен Вами.
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Если нанесение масха отвечает предъявляемым шариатом требованиям, то можно. Если нет, — нельзя. Еще раз повторяю, у ученых людей нет возможности отвечать, осмотрев каждую вещь.
Они говорят о правилах шариата. Люди же изучив те правила, сравнивают со своей ситуацией.
Если соответствует, могут применить, если нет, не станут. Мы уже несколько раз отвечали на этот вопрос. Но он повторяется вновь.
Нужно сперва просмотреть те ответы, и спрашивать тогда, когда нет ответа на задаваемый вопрос. Если уже дан ответ, то не будет пользы, когда переспрашивают о том, на что уже дан ответ.
Нанесение масха на ичиги (масхи) заменяет мытье обеих ног при вудуъ (тахарате).
Слово «масх» дословно означает "протирание, поглаживание поверх чего-либо".
В шариатской же терминологии означает: "протирание смоченными водой руками поверх определенного места специальной обуви в определенное время".
Теперь перейдем к разъяснению текста по данному вопросу.
Нанесение масха на ичиги разрешается человеку, у которого отсутствует малое омовение.
Нанесение масха считается позволительным при обновлении тахарата (омовения) человеком, у кого нарушился тахарат.
Но не позволяется человеку, для которого стало ваджибом совершить гусл (полное омовение).
Человек в таком состоянии снимет ичиги и совершает гусль, то есть моет ноги тоже.
Фардом (при нанесении масха на ичиги) является протирание тремя пальцами руки поверх ноги (ичиги) ниже от щиколотки.
То есть, нанесение мокрой рукой масха по верхней части ичиги на ноге (ниже щиколоток) или по верхней части любого другого вида обуви, отвечающей требованиям ичиги шириной минимум в три пальца, то будет исполнен фард масха. И масх будет выполнен в этом случае как следует.
При нанесении масха на ичиги после смачивания руки, пальцы правой руки в растопыренном виде кладутся на носок ичиги (махси) на правой ноге, пальцы левой руки — на носок левых ичиги, а затем руками (пальцами рук) следует провести к подъему поверх ступней, протирая поверх махси вплоть до уровня щиколоток.
Масх дозволено наносить на обе пар чарыков или на прикрывающую щиколотку и годную для путешествия любую другую обувь (с требуемыми характеристиками для масха).
«Чарыки» — это теплая обувь, которая надевалась поверх махси в холодное время.
Передается от Абу Абдуррахмана Сулами:
«Он (Абу Абдуррахман) был свидетелем того, как Абдуррахман ибн Авф спросил у Билала ооб омовении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тот сказал:
— Когда он (Посланник саллаллаху алайхи васаллам) справлял нужду, я приносил воду. Он совершал тахарат, наносил масх на свою чалму и обе чарыки»
Передали Абу Давуд, Ибн Маджа, Ибн Хузайма и ал-Хàким
Дозволено нанести масх поверх чарыков если он был одет поверх ичиги в состоянии омовения и когда омовение еще не нарушено. Но если чарыки были надеты поверх ичиги, когда омовение было уже нарушено, а масх на ичиги был нанесен без наличия омовения, в таком случае нельзя наносить масх на чарыки при совершении очередного омовения.
Масх можно наносить и на другие, помимо чарыков и ичиги, виды обуви при условии, что они могут выполнить функции чарыков и ичиги. Для этого такая обувь должна покрывать область щиколоток обеих ног, и эта обувь должна самостоятельно стоять прямо (как ботинок), если даже она не привязана, и чтобы в ней можно было путешествовать.
Расстояние самого короткого путешествия должно составлять не менее одного фарсаха, т.е. 5544 метров. Если при прохождении данного расстояния обувь порвется, то не допускается наносить на нее масх. Валлаху аълам.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф