СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ИСЛАМА
Прочитав богословские суждения, сравнения, кто-нибудь может спросить; Хорошо, богословская основа у вас есть, а что ислам все-таки может дать простому человеку, обществу, государству? Улучшится ли жизнь, если следовать Исламу? Социально-политическая доктрина монотеизма не сочинена человеком, а дана свыше Самим Творцом вселенной, и потому настолько сильна, что оказывает свое влияние и на немусульманский мир. Законы Аллаха формируют образ свободной и сильной личности - героя, изменяющего мир, смело изгоняющего зло, а не смиряющегося с ним. Доктрина монотеизма открыта для науки, прогресса и освоения высоких технологий. Что же входит в социально-политическую доктрину мусульман, живущих в немусульманском государстве?
1. Ислам - это образ жизни.
В других религиях первичным звеном является культ, под задачи культа сочиняется миф (вероучение) и затем формируется религиозное право (каноны). Ислам же основывается не на культе, а на повелениях единственного и всемогущего Бога, ниспосланных Им через книгу откровения - Коран. Поэтому Ислам конституирует всю социальную жизнь верующих от семьи до политики так, что элементы обряда имеют производное от веры значение и могут варьироваться в различных жизненных ситуациях. Поэтому возрождение Ислама - это, в первую очередь, возрождение активной жизненной позиции, а затем уже строительство мечетей. Любое покушение на социальные устои мусульманской жизни означает покушение на религиозные убеждения и чувства верующих и способно вызвать адекватный и решительный ответ. Во всем остальном мусульмане - законопослушные граждане, предпочитающие все вопросы улаживать договорным путем.
Благословенный пророк Мухаммад сказал: «Если кто-то из вас увидит мерзость, пусть устранит ее своими руками; если не сможет руками - пусть устранит ее своим словом. Если не сможет и словом - пусть возненавидит ее в своем сердце, но последнее - проявление слабости веры». В этом и заключена квинтэссенция социальной доктрины Ислама и мировоззрения каждого мусульманина!
2. Ислам, - это отсутствие «священной» иерархии
Верующий не нуждается в каких-либо посредниках для совершения молитвы, а простить грехи может только Всевышний. Имам - это предстоятель на молитве, богослов, учитель, судья в спорах. Учительство и наставничество в исламе только добровольно. Посещение мечети по пятницам обязательно, но, если для этого нет условий, оно может быть заменено коллективной молитвой в любом подходящем месте при наличии одного знающего молитвы мусульманина. Данное обстоятельство позволяет мусульманам избегать жесткой централизации и обходиться без жреческой иерархии свыше 1420 лет, сохраняя в целости все компоненты учения. Поэтому в Исламе нет противопоставления светской и духовной власти, нет извечной борьбы за верховную власть политического лидера (царя, короля) и первосвященника (папы, патриарха).
Правда, при такой свободе для недобросовестных политиков открываются возможности
использования мусульманской символики в нерелигиозных, в том числе и преступных, целях. Так называемый «ваххабизм» и т.п. является на самом деле политическим экстремизмом, цинично использующим религиозные символы для усиления своего влияния на необразованную часть населения. Предотвратить подобные злоупотребления можно только силою богословов, постоянно действующих органов исламского суда в мусульманских странах (это модель восстановленного духовного халифата), в немусульманской стране возможно соглашение («мир согласия») высших богословских и судебных мусульманских органов с правительством.
З.Ислам - религия науки и рациональных знаний
Благословенный Пророк говорит: «Приобретение знаний есть обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки».
В Коране и изречениях Пророка многократно подчеркивается, что ученый ближе к Аллаху, чем благочестивые невежды. В ХI - XIII веках, когда Европа утопала в дикости и невежестве, именно Ислам стимулировал открытие университетов и развитие философии, права, математики, медицины, химии и других наук, широкое просвещение и образование. Европейский Ренессанс начался с перенесения этой модели на европейскую почву.
Современная наука и высокие технологии, развитие интернета органично сочетаются с культом знаний в Исламе, со стремлением восполнить человеческие силы с помощью разума.
4- Иcлам - религия реализма и договора
Все, что сотворено Аллахом, сотворено для блага человека, и человек не должен отказываться от естественных радостей бытия, но ему следует быть воздержанным, знать меру во всем, чтобы не повредить себе самому и окружающим и не потерять свою свободу, как ее теряет алкоголик, наркоман, развратник, вор. Мусульманское право направлено именно на разумные ограничения в пользовании жизненными благами, однако так называемое «умерщвление плоти» (в том числе монашество) категорически запрещено. Ежегодный пост рамадан ограничен только светлым временем суток, не обязателен для больных и путешествующих и не распространяется на детей и немощных.
Нормы Корана охватывает все сферы бытия, включая политику, при занятии которой необходимо руководствоваться нравственными постулатами. Никто из земных людей не может наделяться божественными свойствами. Для мусульман земная жизнь не сакрализуется, а потому мышление и поступки человека рациональны и прагматичны.
В Коране ясно обозначен приоритет договорных отношений: если ведущий войну враг попросит мира, мусульманин должен немедленно прекратить боевые действия и вступить в переговоры.
В Коране заложен высший принцип земного коллективизма: если верующие в чем-то сомневаются, и нет на этот счет прямой заповеди Аллаха, то Его волю определяет община, собрание верующих - «шура».
5. Ислам -религия активного социального действия
Бог напрямую обращается к каждому верующему: Я дал тебе Коран и Сунну, теперь действуй сам!
Для Ислама нехарактерно ожидание каких-то бытовых чудес вместо собственных действий. Ислам воспитывает в человеке с детства психологию борца, самостоятельно преодолевающего трудности жизни. Аллах с нами тогда, когда мы сами усердствуем на Его пути. Идеал мусульманина - это герой, сверхчеловек, предавший себя Творцу и самостоятельно переустраивающий мир по заповедям Всевышнего. Для Ислама абсолютно неприемлемы всепрощенчество, социальная пассивность и смирение с несправедливостью, непротивление злу в духе принципов: «если тебя ударили по левой щеке, подставь правую». Борьба за справедливость и соответствующее социально-политическое переустройство мира лежит в основе нравственности искренних последователей монотеизма.
6. Ислам -религия сильной и свободной личности
Ислам воспитывает в каждом человеке чувство собственного достоинства, честь, сознание своей значимости и самоценности. В отличие от христианства Ислам категорически отрицает ответственность человека за несовершенные им лично поступки - так называемую концепцию «первородного греха», якобы передаваемого по наследству от Адама через родителей к детям.
По этой христианской концепции (ярко изложенной Иваном Грозным в письмах к Андрею Курбскому), человек рождается изначально несвободным и потому должен во всем смиряться перед земным царем как «носителем благодати Царя Небесного» и постоянно обращаться к услугами жреческой касты. Это приводит к утверждению в человеке постоянного комплекса неполноценности, греховности, собственной ничтожности. Верующий ежедневно, невзирая на свои реальные поступки, должен в молитвах называть себя «блудным, грешным и окаянным», уподоблять себя «псу смердящему» и «свинье, лежащей в своих испражнениях» (Цитаты из Православного молитвослова).
Согласно монотеизму, человек рождается свободным, без генетически передаваемых последствий ошибок Адама и Евы, и отвечает только за лично совершенное зло. Поэтому Божественный закон - шариат - более мягок к неумышленным ошибкам и более строг к намеренно совершенным грехам и преступлениям. Мусульманин с детства воспитывается по образцу героя, сильной и свободной личности, борца со злом и несправедливостью.
7. Ислам утверждает естественный и здоровый патриотизм
В случае покушения извне мусульманин обязан защищать себя, своих родственников — малую семью - и свое Отечество - большую семью. Это касается не только веры и жизни, но и имущества. Верующий во всемогущего Бога не боится смерти в бою: если он погибнет, защищая себя, родственников и Отечество, он станет шахидом - праведником, пострадавшим за веру и удостоенным за это вечного рая. Этим ислам утверждает гармоничное сочетание национального и интернационального, просвещенного патриотизма и прагматизма. Бегство с поля боя в день наступления считается одним из 7 тягчайших грехов в Исламе.
8. Доктрина свободы в Исламе
Всевышний сказал Своему пророку:
«И если б Твой Господь желал того,
То все до одного бы на земле уверовали в Бога.
Так неужели ты, о Мухаммад,
Способен вынудить людей
Принять Господню веру?»
(Коран, 10:99).
Принятие веры в Бога - индивидуальное дело каждого человека. И если даже Своему пророку Творец не дал права принуждать людей в выборе своих убеждений, то и никто другой тем более не вправе этого делать.
Таким образом, отношение к правам и свободам человека в Исламе регулируется прямой волей Творца, а не человеческими желаниями. Это имеет принципиальное значение, так как институт гражданских прав и свобод, созданный человеком, не имеет незыблемой опоры, и так же, как он создан, может быть и изменен - например, по воле земного правителя. Воля же Создателя мироздания вечна и неизменна, и никто из людей, относящих себя к верующим, не вправе ее нарушить.
В материалистическом и либеральном обществах права и свободы человека рассматриваются вне понятия вечной жизни, даруемой Аллахом, а именно - лишь как средство достижения временного комфорта. Без понятия вечной жизни нет объективного критерия, по которому могут быть четко установлены границы человеческой свободы, за которыми начинается аморальность, произвол, анархия и тирания. Без понятия абсолютных ценностей границы свободы могут устанавливаться лишь субъективно:
в либерализме безграничная свобода абсолютизируется до уровня кумира, объекта культового поклонения, что ведет общество к полному моральному и физическому вырождению: «Если бы людям дали всё, на что они претендуют, жизнь и все имущество нации были бы потеряны» (изречение пророка Мухаммада),
а в деспотизме свобода и права человека объявляются порождением «греховного сознания», препятствием для тоталитарной диктатуры.
Общество и государство должны признавать и уважать главное право человека - его право на вечную жизнь, даруемую Творцом! Это право дает критерий и очерчивает рамки всех остальных прав и свобод, формулируемых обществом в терминах гражданского законодательства.
В этом сила религии Ислама, которая не разделяет жизнь на «духовное» и «мирское», а соединяет их в единую реальность, где цель и средства находятся в гармонии! Ислам предлагает человечеству эталон цельной и здоровой личности с чувством собственного достоинства и осознанием своих неотъемлемых прав и свобод. Откровение Всевышнего дает человечеству также и основные законы социальной жизни, позволяющие каждому человеку сохранять и реализовывать без ущерба для себя и для других свою Богом данную свободу.
Выработка человечеством в XVIII - XX веках международных правовых документов в области прав человека свидетельствует о величии человеческого духа, приближающегося из тьмы невежества к истине, ниспосланной в начале VII века в Коране, в котором земные права и свободы человека описаны в полном объеме и в их связи с вечным предназначением человека. И только в этой связи эти права и свободы из словесной декларации могут стать повседневной реальностью для всех людей независимо от их пола, происхождения и национальности. Бог говорит Пророку:
Скажи: «Исходит истина от Бога твоего:
Кто хочет, тот уверует в Него,
Кто хочет, тот останется неверным»
(Коран, 18:29)
В этих словах - право и на свободу совести, и на свободу вероисповедания, которые являются необходимым условием и средством добровольного постижения Истины, исходящей от Бога, и исполнения Его воли, т.е. исповедания Ислама.
Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256).
Эти слова созидают фундамент для практической реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания. Это право являются необходимым условием существования мусульман как в мусульманском государстве, так и в качестве граждан немусульманского государства, ибо только при гарантиях этого права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Аллаха.
При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других граждан и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора. Даже в случае ведения справедливой войны мусульмане не вправе разрушать на территории противника церкви, монастыри и синагоги, а также причинять вред их служителям.
Пророк Мухаммад сказал: «Не относится к нам тот, кто призывает к нетерпимости, и не относится к нам тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью, и не относится к нам тот, кто умер в своей нетерпимости».
Всевышний говорит:
Не убивайте душу, что Аллах Запретной (для убийства) сделал, Иначе как по праву
(Коран 17:33)
Убивший умышленно человека считается как бы убившим всё человечество и подлежит самому суровому наказанию.
Через Своего пророка Всевышний говорит:
«О слуги Мои, Я запретил любые притеснения по отношению к Себе и запретил его вам по отношению друг к другу, а потому не посягайте ни на честь, ни на имущество, ни на жизни друг друга».
Это значит, что никому не разрешено лишить человека жилья и его имущества без законного на это права. Более того, имущество человека - это материальная основа его свободы и его жизни согласно заповедям Всевышнего Аллаха, и человек обязан защищать его.
В Коране окончательно и для всего человечества утверждены свобода, равенство и братство не только в качестве нравственных норм, но и в качестве обязательных для верующих социальных законов.
О люди! Мы сотворили вас от пары: мужа и жены, И создали из вас (семейные) рода и (разные) народы, Чтоб вы могли друг друга познавать. Ведь пред Аллахом самый чтимый тот, Кто праведней из всех вас станет
(Коран, 49:13).
Ислам - это религия веротерпимости. Пророк Мухаммад сказал:
«Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (не мусульманина) или ущемит его права или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!»
Основные права и свободы человека, данные Всевышним Аллахом, были сформулированы в терминах современного гражданского общества в качестве «Каирской Декларации прав человека в Исламе», подписанной 5 августа 1990 г. всеми мусульманскими государствами - членами Организации Исламская Конференция. «Все человеческие существа образуют единую семью, подчиняются одному Богу и произошли от одного человека - Адама. Все люди, независимо от цвета кожи, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, общественного положения обладают одинаковыми правами и человеческим достоинством....
Все люди рождаются свободными и никто не имеет право брать кого-либо в рабство, унижать, угнетать и эксплуатировать. Есть только одно подчинение - всевышнему Богу. Колониализм любого рода.., должен быть запрещен. Каждое государство и каждый народ должны сохранить свои независимость и контроль над своими богатствами».
«Исключительного», «богоизбранного» народа нет - все люди и все народы избраны Богом и могут первенствовать перед другими лишь в благочестии, а люди - также и в своих талантах.
В священном Коране утверждаются также права на безопасность, правосудие, защиту от злоупотребления властью, убежище от гонений, образование, социальную и медицинскую помощь, труд и справедливое вознаграждение за него, а также права женщины и права ребенка.
Понятия «свободы», «равенства» и «братства», сформулированные в Коране, впоследствии были восприняты европейцами и помогли им отказаться от инквизиции и искать свой путь к народовластию.
9- Монотеизм - основа мирного сосуществования всех народов
В условиях всеобщего просвещения только та религия будет влиять на массовое сознание, которая предложит ясное и непротиворечивое основание мировоззрения, сможет дать понятное объяснение своим главным постулатам, которая не будет пытаться ограничить научно-технический прогресс иррациональными догмами средневековых инквизиторов.
Языческое сознание склонно обожествлять свой фольклор, верить в присутствие божества в различных силах при роды и «священных» предметах, и потому видит в фольклоре другого народа ложную и враждебную религиозную систему. Язычник сначала превращает образ Бога в образ прародителя только своего народа, а затем возводит своего национального бога-прародителя в ранг верховного бога всего человечества. Это неизбежно приводит к самовозвеличению народа, к представлению о своей «богоизбранности», к именованию себя «святым». Вследствие этого иные народы неизбежно воспринимаются как «неполноценные», «грешные», т. е. по отношению к ним стимулируется вражда. В нынешних условиях эта идеология может одномоментно уничтожить всю землю. Никакое согласие между народами при таком мировосприятии невозможно.
Реальным объединительным началом может стать только такая религиозная система, которая, с одной стороны, не возводит фольклор и ритуал в ранг религиозных догматов, но с другой стороны, не препятствует существованию фольклора в качестве явления не религиозной культуры и средства национальной самоидентификации. Такой системой является Единобожие, в которой народный фольклор и мифы рассматриваются как художественные вымыслы, не требующие культового поклонения. В этом случае свой фольклор не враждебен к фольклору других народов и не рассматривает традиции других народов как «ересь», «богоотступничество» и т.п.
В силу этого монотеизм в сотрудничестве со светским рациональным мировоззрением может стать фундаментом новой идеологии, возвышающейся над народными обычаями и вычленяющей то общее, что есть у всех: нравственность, идеалы семьи, заботу о детях, уверенность в завтрашнем дне, социальную справедливость.
Для последователей монотеизма Бог внемирен, и потому вера в Него исключает веру в «воплощение» божества в том или ином политике, семье, народе, государстве. Каждый народ может считать себя единственным и неповторимым творением единственного Бога, равным по природе другим Его творениям, но имеющим свое особое призвание.
Жизнь по закону Бога (шариату) может выступать социальным идеалом для конкретной мусульманской общины, имеющей своего руководителя-мусульманина и реальные возможности жить в соответствии с шариатом. Это само по себе не противоречит сосуществованию мусульман в одном государстве с людьми иных убеждений, для чего необходимо заключение договора о правилах сосуществования. Роль государства - быть гражданским арбитром, гарантирующим и обеспечивающим мирный характер взаимоотношений различных религиозных и нерелигиозных институтов на основе соблюдения ими общественного Договора - основного закона страны.
Окончание следует....
.