Аллах, Пречист Он, Всевышний, не предписал в шариате ничего, что превосходило бы возможности человека. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены облегчения и исключения, ибо главная цель шариата заключается в том, чтобы поклонение верующих людей Аллаху не прерывалось.
Аллах, Превелик Он и Преславен, обещает, что человек, искренне исполняющий обязательные предписания, непременно попадет в Рай. Совершение человеком еще и дозволенных добровольных («нафл») усилий в поклонении Аллаху влечет еще большее вознаграждение и достижение более высоких степеней в Раю. Однако допущение халатности в поклонении Аллаху приводит к противоположному результату.
Поэтому Ислам призывает верующих совершать и дозволенное дополнительное поклонение Аллаху. Но, чтобы люди не выходили в этом за рамки дозволенной меры и не впали в излишество, Аллах постоянно напоминает им о необходимости соблюдения меры, васатыйи, в делах не обязательного, сверхдолжного поклонения и служения.
Далее мы вкратце рассмотрим ряд положений, призывающих к васатыйе в этих вопросах.
Васатыя в дополнительном намазе
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам зашел к ней, с ней была одна женщина. Он спросил:
«Кто эта женщина?». Она (Аиша) сказала:
«Такая-то, рассказывает о своем намазе».
Он сказал:
«Неужели? Совершайте то, что вам под силу. Клянусь Аллахом, не надоест это Аллаху, пока это не надоест вам. Аллах любит то поклонение, в котором совершающий его постоянен».
Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд и Насаи.
Аиша радияллаху анха сидела и разговаривала с одной женщиной, когда к ней вошел Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Женщина встала и собиралась уйти. Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Кто она?». Аиша радияллаху анха ответила: «Это Хавла бинти Тувайт. Из жителей Медины она совершает намаз больше всех. Она не спит по ночам и пребывает в намазе».
Тогда благочестивый Посланник саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Неужели? Совершайте то, что вам под силу. Клянусь Аллахом, не надоест это Аллаху, пока это не надоест вам. Аллах любит то поклонение, в котором совершающий его постоянен».
Из рассказанного видно, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам не одобряет, что Хавла бинти Тувайт ал Асадийя радияллаху анха все ночи проводит в намазе. Он выражает свое отношение к этому вопросом сомнения: «Неужели?». После чего доводит положение Ислама:
«Совершайте то, что вам под силу».
Иными словами, при совершении дополнительных намазов («нафл») выбирайте такое количество, которое соответствует вашим возможностям. Если мусульманин намерен совершать помимо обязательных (фард) и необходимых (ваджиб) дополнительные намазы, пусть учитывает свои силы и не мучает себя полным отказом от сна по ночам, подобно Хавле бинти Тувайт.
«Клянусь Аллахом, не надоест это Аллаху, пока это не надоест вам».
Если вы, излишне утруждая и мучая себя, будете совершать намаз через силу, то это хуже для вас самих, и Аллаху это известно. Аллаху не трудно воздать вам благостью сообразно вашим усилиям, и Он воздаст в полной мере за то, что вы сделали в рамках своей меры.
«Аллах любит то поклонение, в котором совершающий его постоянен».
Больше всего Аллах любит те деяния в религии, которые постоянны. Нет пользы от деяний совершаемых с излишком в начале, но прерванных потом. Полезнее то, что делается понемногу и постоянно.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал мне:
«Мне сообщено, что поистине, ты не спишь ночами и постишься днем».
Я сказал: «Поистине, я делаю так».
Он сказал: «И поистине, когда делаешь так, то ослабеют твои глаза, это опротивеет твоему нафсу. И поистине, твой нафс имеет право, и твоя семья имеет право. Постись же, и разговляйся, бодрствуй и спи».
Передали Бухари и Муслим.
Отец Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху женил его на красивой девушке из рода Курайш. Жених, не уделяя внимания невесте, предавшись поклонению, по ночам совершал намаз, а днем держал пост. Отец попытался дать Абдуллаху радияллаху анху наставления по этому поводу. Но тот от увлеченности и юношеской гордости не прислушался к совету отца. Он продолжал совершать намаз по ночам, поститься днем, не уделяя никакого внимания своей семье. Тогда его отец был вынужден обратиться к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, который позвал Абдуллаха ибн Амра и сказал ему:
«Мне сообщено, что поистине, ты не спишь ночами и постишься днем».
По этим словам Пророка саллаллаху алайхи васаллам нам следует учиться, как обращаться с молодыми людьми, поддавшимся гордыне из-за чрезмерности в поклонении. Он не ругал его и не говорил о жалобе его отца, а начал разговор так, будто о его усердиях в делах благочестия ему стало известно от каких-то неизвестных лиц.
В словах Пророка саллаллаху алайхи васаллам не было даже намека на упрек. Поэтому Абдуллах ибн Амр уверенно ответил:
«Поистине, я делаю так».
Получив подтверждение от самого Абдуллаха ибн Амра, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спокойно перешел к наставлению, предоставив гордому юноше возможность самому порассуждать:
«И поистине, когда делаешь так, то ослабеют твои глаза, это опротивеет твоему нафсу».
Иными словами, если будешь продолжать совершать намаз все ночи и поститься все дни, это скажется на твоем здоровье: ослабеют глаза.
Беспрерывное совершение дополнительных намазов, непрерывный дополнительный пост своей чрезмерностью будут искушать твой нафс возроптать против намаза и поста, и ему трудно будет с этим бороться. Это приведет к нехорошим последствиям: потом тебе совсем не захочется совершать намаз и поститься.
«И поистине, твой нафс имеет право».
Тебе необходимо учитывать качества своей души, подавлять в ней греховные наклонности и воспитывать добродетельные.
Иначе окажется, что ты выступаешь против твоей же, сотворенной Аллахом природы – против своего нафса.
«И твоя семья имеет право».
Члены твоей семьи имеют право на твое внимание. Ты должен исполнять и эти обязательства. Это также твои обязанности согласно шариату.
Супруга имеет право на внимание своего мужа. Состоя в браке, муж должен исполнять свои супружеские обязанности. Мусульманину недопустимо оставлять ее без внимания, полностью предавшись намазу и посту.
«Постись же, и разговляйся».
Если хочешь держать дополнительный пост, так держи его в меру и прерывай его на некоторое время.
«Бодрствуй, и спи».
Если тебе по нраву не спать по ночам и совершать намаз, это хорошо, но делай это в меру и спи своевременно. Это необходимо для сохранения здоровья.
Следует отметить, что в данном и других схожих хадисах речь идет о дополнительных намазах и дополнительных постах (нафл).
В обязательных и необходимых намазах и постах не может быть неоправданного сокращения: нельзя совершать намаз четыре раза в день вместо пяти или соблюдать половину поста вместо полного.
В случае с Абдуллахом ибн Амром радияллаху анху речь шла о его дополнительных намазах по ночам и посте в дневное время.
Передается от Абу Джухайфы радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам объявил Салмана и Абу Дарда братьями. После этого Салман, посетив Абу Дарда и увидев, что с Умму Дарда что-то не так, спросил:
«Что с тобой?».
Она ответила: «Твой брат Абу Дарда отказывается от земных благ».
Абу Дарда поставил перед ним еду и сказал: «Угощайся, я пощусь».
Он сказал: «Пока ты не будешь есть, не буду и я!».
Тогда и он стал кушать. Ночью Абу Дарда начал совершать намаз. Салман сказал: «Спи». Он лег спать. Потом опять встал и начал совершать намаз. Он сказал: «Спи». Он лег спать. Перед концом ночи Салман сказал: «Теперь вставай». Они оба совершили намаз. Потом Салман сказал ему:
«Несомненно, у тебя есть обязательства перед Господом, но и перед твоими близкими у тебя также есть обязательства. Отдавай должное каждому, кому ты обязан!».
Придя к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он рассказал ему об этом. На что Посланник Аллаха сказал: «Салман сказал правду».
Передал Бухари.