كتاب الصيام КНИГА О ПОСТЕ РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ |
فصل في أصل الصوم وبيان وقته
ОБ ОСНОВЕ ПОСТА И ЕГО ВРЕМЕНИ
(продолжение)
1205- عَنْ سَلَمَةَ بْنِ اْلأَكْوَعِ t قَالَ: لَمَّا نَزَلَتْ هَذِهِ اْلآيَةُ – وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ – كَانَ مَنْ أَرَادَ مِنَّا أَنْ يُفْطِرَ وَيَفْتَدِيَ فَعَلَ حَتَّى نَزَلَتِ اْلآيَةُ الَّتِي بَعْدَهَا – فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ – فَنَسَخَتْهَا.
1205. Передается от Саламы ибн Акваъ радияллаху анху:
«Когда был ниспослан аят «И на тех, которые затрудняются в нем, – выкуп, накормление бедняка», тот из нас, кто хотел разговляться и давать фидя, так и делал. Наконец, был ниспослан аят, который следовал за ним: «Кто же из вас застал этот месяц, пусть постится в нем», и отменил его (предыдущий аят).
Пояснение: Вначале познакомимся с Саламой ибн Акваъ радияллаху анху, который передал этот хадис.
Его имя Салама ибн Амр ибн Сина ал-Акваъ ал‑Аслами (кунья – Абу Муслим). Он был из тех, кто два раза совершал байъат c Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам под знаменитым деревом. Он участвовал вместе с Посланником Аллаха алайхиссалам в семи походах, а в походе под названием Зув-кард лично защитил Пророка саллаллаху алайхи васаллам от удара врагов.
В период халифата Усмана ибн Аффана он принимал участие в походах на Африку, был смелым лучником, благородным сподвижником с прекрасными манерами.
Всего он передал 77 хадисов от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. От него передали джамааты (т.е. общины) из жителей Медины, его сын Ияс, его раб Язид ибн Абу Убайд и другие.
В этом риваяте речь идет о некоторых мерах, принятых Всезнающим и Наимудрейшим Всевышним Аллахом на начальных порах предписания поста для постепенного привлечения людей к этому ибадату.
Когда пост был предписан впервые, мусульмане имели возможность выбрать одно из двух – соблюдать пост или накормить за каждый день поста одного мискина (бедняка) по своему желанию. Следовательно, прокормление одного мискина засчитывалось вместо соблюдения поста. Со временем, когда люди уже привыкли поститься, такой выбор был отменен и ниспослан аят об обязательности поста для каждого, кто в состоянии его соблюдать.
Только тем, кто не может поститься по причине глубокой старости и хронической, неизлечимой болезни, было разрешено давать фидя (искупление за невыполненный фард).
Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса:
1. На начальном этапе предписания соблюдение поста приравнивалось прокормлению одного мискина.
2. Впоследствии был ниспослан другой аят, отменивший данное предписание. Твердо было указано, что соблюдение поста является фардом для каждого, кто в состоянии поститься. Никто и никогда не может отказаться от соблюдения поста без уважительной причины.
1206- عَنْ عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ t قَالَ: لَمَّا نَزَلَتْ -حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ اْلأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ اْلأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ- قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي أَجْعَلُ تَحْتَ وِسَادَتِي عِقَالَيْنِ عِقَالاً أَبْيَضَ وَعِقَالاً أَسْوَدَ أَعْرِفُ اللَّيْلَ مِنَ النَّهَارِ. وَزَادَ فِي رِوَايَةٍ: فَجَعَلْتُ أَنْظُرُ فِي اللَّيْلِ فَلاَ يَسْتَبِينُ لِي. فَقَالَ عَلَيْهِ الصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ: إِنَّ وِسَادَتَكَ لَعَرِيضٌ إِنَّمَا هُوَ سَوَادُ اللَّيْلِ وَبَيَاضُ النَّهَارِ.
1206. Передается от Адийя ибн Хатима радияллаху анху:
«Когда был ниспослан аят «(Ешьте и пейте) пока не различится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете», я сказал: «О Посланник Аллаха! Я кладу под свою подушку две веревки: белую и черную, чтобы различать ночь от дня».
В другом предании добавлено:
«Я сказал: «Ночью я смотрел на них, но не смог различить!»
Он алайхиссалату вассалам сказал: «Ну и широка твоя подушка! Ведь это темнота ночи и белизна дня».
Пояснение: Вначале познакомимся с Адием ибн Хатимом радияллаху анху, который передал этот хадис.
Его полное имя – Адий ибн Хатим ибн Абдуллах ибн Саъд ибн Хашраж ат-Таи (кунья – Абу Вахб). Адий ибн Хатим был сыном известного Хатима ат-Таи, знаменитого своей исключительной щедростью. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил поход к племени Тай, Адий бежал в Сирию.
Среди плененных из племени Тай оказалась также его младшая сестра Саффана. Из-за славы её отца, а также из-за любви и уважения к нему всего племени Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прекрасно отнесся ко всем пленным, в частности и к сестре Адийя. Саффана содержалась в отдельном шатре из шкуры, все её нужды были удовлетворены, ей даже разрешили отправиться в свою страну в любое желаемое время на очень хороших условиях. Потрясенная таким отношением, Саффана приняла Ислам. После этого она поехала к брату и отправила его к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам для примирения. Это случилось на 9-ом году хиджры.
Вот как сам Адий ибн Хатим рассказывает об этом:
«Когда я впервые вошел в Медину, мусульмане радостно встретили меня со словами «Адий пришел! Адий пришел!», они радовались моему приезду, хотя тогда я ещё был христианином».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также встретил его радушно. Пригласив в свой дом, он постелил ему единственную шкуру, а сам сел на землю. Адий был потрясен. Все это открыло в его сердце путь к озарению. При первой же беседе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Адий ибн Хатим принял Ислам. Он стал мудрым и щедрым сподвижником, был одним из вождей племени Тай как во время джахилии, так и в Исламе.
В битве против отрекшихся от религии Адий радияллаху анху показал себя с лучшей стороны.
Он также принимал участие в фатхе Ирака, а затем переехал в Куфу. Вместе с Али ибн Абу Талибом радияллаху анху участвовал в битвах Джамал, Сиффин и Нахаван. Во время битвы Сиффин у него появилась тяжелая болезнь глаза.
Всего он передал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам 66 хадисов. Адий ибн Хатим скончался в возрасте 120 лет, на 68-ом году хиджры в Куфе.
Посредством приведения события, произошедшего на ранних порах введения поста, в этом хадисе описывается время начала поста.
Как известно, Всевышний Аллах ниспослал аят, чтобы сообщить предписание о времени конца сухура:
«(Ешьте и пейте) пока не различится вам белая нитка от черной нитки на рассвете».
Когда был ниспослан этот аят, некоторые люди, в том числе и Адий ибн Хатим радияллаху анху, не поняли, что упоминаемая «нить» является метафорой. Поэтому на рассвете, во время сухура они кушали, поставив перед собой белую и черную веревки, чтобы следить за тем, как их цвета станут различаться в темноте. Почувствовав, что здесь что-то не так, они обратились к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Он объяснил, что упоминаемые в аяте нити означают тьму ночи и дневной свет.
Следовательно, человек, желающий поститься, может есть и пить до первых признаков рассвета. А с наступлением рассвета прекращение сухура становится для него ваджибом (обязательным). В противном случае пост будет нарушен.
.