Такие качества, как мягкость, снисходительность, выдержка, терпение и прощение отличаются друг от друга.
Мягкость и снисхождение – это сохранение степенности и спокойствия в момент гнева, который в свою очередь является причиной скоропалительных решений при наказании.
Выдержка – это сила держать себя в руках, когда человека постигают бедствия от Аллаха, и перед лицом страданий, причиняемых другими людьми.
Терпение имеет много общего с выдержкой. Однако терпение имеет более широкий смысл, чем выдержка. Так как терпение так же может проявляться в терпении, в грехе и в бедствиях.
Прощение – это отказ по мере возможностей, от наказания того, кто это заслужил.
Все эти прекрасные качества, являются теми качествами, на которых Аллах Всевышний воспитал своего посланника. Аллах Всевышний сказал в Куръане: «Прояви снисходительность, вели творить добро, и отвернись от невежд» (ал-Араф, аят 199).
Сообщается: Когда посланнику Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам) был ниспослан этот аят, он спросил о толковании этого аята, у Джибриля (алайхиссалам). Джибриль (алайхиссалам) ответил: «Я спрошу у Того, Кому принадлежат эти слова, и Кто знает их истинный смысл».
Вернувшись, Джибриль (алайхиссалам) сказал: «О, Мухаммад! Аллах приказывает тебе поддерживать отношения с тем, кто прерывает отношения с тобой; давать тому, кто не дает тебе; и прощать того, кто делает тебе зло» (Имам Суюти).
Аллах Всевышний сказал в Куръане:
«...и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (Локман, аят 17).
«Терпи же, как терпели твердые духом посланники» (Ахкаф, аят 35).
«Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Нур, аят 22).
Существует множество хадисов, в которых говорится о мягкости и выдержанности посланника Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам). И если все другие обладатели мягкости и выдержанности, совершали ошибки, иногда поддаваясь своему гневу, то снисходительность и терпение посланника Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам) только усиливались перед лицом трудностей и издевательств.
В риваяте переданном от Аиши (радияллаху анхо) говорится: «Если у посланника Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам) был выбор, то он всегда выбирал то, что являлось более легким, если в этом не было греха. Если же в этом заключался какой-то грех, то он держался от этого дальше всех людей. Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам) никогда никому не мстил из личных побуждений. Однако, в том случае, когда попирались запреты Аллаха Всевышнего, он мстил ради Аллаха» (Бухари).
Сообщается, что когда во время битвы при Ухуде посланник Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам) был ранен в лицо, отчего один из его зубов сломался, сахабам стало очень тяжело от этого, и они сказали: «Не призвать ли вам на них проклятья!».
Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам) ответил: «Я не был послан для того, чтобы проклинать. Я был послан в качестве милости, и для того, чтобы призвать людей к истине. О, Аллах! Наставь мой народ на прямой путь, так как они не ведают того, что творят» (Бухари, Муслим).
Сообщается, что Умар (радияллаху анху) сказал: «Да будут мои родители выкупом за тебя, о, посланник Аллаха! Нух (алайхиссалам) призывая проклятья на свой народ, сказал: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя!». Если ты призовешь на нас проклятья, то мы все до единого будем уничтожены. Тебе на спину были брошены внутренности верблюда, тебе поранили лицо и сломали зуб, но ты продолжал просить для них благо, говоря: «О, Аллах! Прости их, так как они не ведают» (Бухари).
Кады Абул-Фадл (рахимахуллах) сказал: «Обратите внимание на совершенство благочестия, нравственности, милости, благородство сердца, терпение и мягкость, в этих словах посланника Аллаха (саллаллаху алайхи вассалам), так как в этой ситуации он не промолчал, а простил их. Он обращается с мольбой за них, становясь их заступником, говоря: «Прости их и выведи на истинный путь». А слова «мой народ» и «не ведают» являются причиной его сострадания и снисходительности».