Вопрос: Ассаламу алайкум ва рахматуллахи, Шейх.
Был удивлен, прочитав Ваш ответ на заданный вопрос. Дело в том, что я, прочитав следующее мнение, стал придерживаться такого взгляда:
Как сказал Ибн Каййум рахимахуллах в соей книге «Положения о зиммийах», «…Однако поздравлять неверных с их праздниками словами вроде «С праздником!», или «Хорошего вам провождения праздника!» и подобные им пожелания — харам (запретно). Сказавший это (мусульманин), хотя и избежит куфра (не станет неверным), все же не избежит харама. В сущности же это означает поздравление неверного с тем, что тот поклоняется распятию. Такие деяния по мерзости даже хуже, чем такие великие пред Всевышним Аллахом грехи, как употребление спиртных напитков, убийство невинных людей и прелюбодеяние. Это делают мусульмане, непонимающие суть своей религии, не знающие, насколько гнусным поступком является поздравление человека с грехом, с нововведением в религии или куфром (неверием), и тем самым навлекают на себя гнев и кару Всевышнего Аллаха». (1/205,206)
Как нам понимать эти высказывания Ибн Каййума?
Вассаламу алайкум!
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
К сожалению, я не знаю, кто вы. Это осложняет для меня многое. Если вы задаете вопрос по поводу уже данного ответа, будучи знающим то, что вы пишете, то вы совершаете фитну. Нам же следует просить защиты у Всевышнего от фитны подобных вам.
Я не удивился вашему удивлению. Ибо нужно удивляться человеку, удивившемуся по поводу человека, жившего в средневековье. Приведенная вами цитат была верна для своего времени. В тот период существовали зиммийи (иноверцы, жившие в Исламском государстве под покровительством Ислама) и обстоятельства того времени требовали этого. В те времена были и другие, кто высказывал похожие слова, которых говорил упомянутый вами человек. Тогда нельзя было и умолчать.
Не будет преувеличением, если скажем, что теперь такой категории людей уже не осталось: теперь много тех, кто исповедует другие религии. Их положение совсем иное. И вообще, наше отношение к представителям других религий строится в зависимости от их отношения к нам. В зависимости от их состояния войны или мира к нам.
На это Сам Аллах указал нам в суре «Мумтахана»:
«Не отвращает вас Аллах от того, чтобы благодетельствовать и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не выводили вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит справедливых! Поистине, Аллах отвращает вас от дружбы с теми, которые сражались с вами из-за религии и изгоняли вас из ваших жилищ и помогали изгнать вас. Кто же возьмет их в друзья, то они самые и есть несправедливые» (аяты 8-9).
В этом аяте Всевышний Аллах повелевает мусулманам быть в хороших отношениях и быть справедливыми к представителям других наций и религий, если они не навязывали междоусобную религиозную войну, не притесняли их, вынуждая покинуть свои родные края, или не помогали врагам мусульман изгнать их из своих жилищ. Однако если кто-то по религиозной вражде объявит войну, станет изгонять мусульман с родных мест или помогать врагам мусульман изгнать их с родных краев, с ними нельзя дружить. И это тоже есть справедливость.
Сегодня мусульмане, пройдя этап мирного сосуществования с представителями других религий, приступили к диалогу и сотрудничеству с с ними. Прошло много времени с тех пор, как представители тех, кто неустанно причисляет себя к последователям того человека, чьи суждения вы процитировали из книги «Положения о зиммийах», побывали в Ватикане и имели там общение. Под эгидой диалога с представителями других религий были проведены и проводятся бесчисленные конференции. Стало обычным явлением, когда руководители и видные деятели мусульманских государств поздравляли с праздниками исповедующих другие религии.
Это все происходит на основе фатв и решений улемов. Чтобы не быть голословным, приведем пример: В книге «Фатвы для мугтарибов (пребывающих на чужбине) и мусафиров (странствующих)», изданной "Советом шариатских фатв" в Кувейте, в ответе на вопрос под заголовком «О поздравлении христиан с Новым годом» (стр. 17-18) , сказано о дозволенности поздравлять их, не применяя при этом фраз религиозного смысла и значения.
Видный ученый нашей современности, председатель Всемирного совета улемов мусульман, шейх Юсуф Кардави, в третьем томе своей книги «Современные фатвы»,
под заголовком «Поздравления с праздниками людей книги» (стр. 668-673) основательно разъяснил этот вопрос, указав, что можно поздравлять их с их праздниками. Вместе с тем, он отметил, что указанные вами высказывания ученых прошлых столетий, касались только того времени, и если бы они сейчас были бы живы, то отменили бы те свои фатвы.
Конечно, эти поздравления следуют на основе взаимного диалога с ними, а не в смысле выполнения их религиозных поклонений, на основе человеческого общения, поскольку и они поздравляют нас с нашими праздниками.
Вызвавший у вас недоумение ответ был дан живущим в 15-ом столетии хиджры, а не людям, жившим в средневековье.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф