Вопрос: Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат. Как сказано в некоторых книгах, Хаджа Абдулхалик Гиждувани (1103-1179) всесторонне обогатил учение Хамадани, ввел в практику зикру хафий (скрытое (про себя) поминание), также сформировал восемь правил Хаджагани. Скажите, из чего состоят эти правила? Заранее благодарю за ответ.
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Однажды Хаджа Абдулхалик Гиждувани рахматуллахи алайхи по поводу аята суры «Аъраф»: «Молитесь (взывайте) вашему Господу [умоляя] покорно и тайно. Поистине, Он не любит преступающих!» (аят 55), сказал своему учителю:
— Какова же истина сокрытия и совершения зикру хафий (поминания про себя Аллаха)? Ведь если человек станет произносить зикр и возносить молитву гласно, то есть опасность рийа (лицемерия). Не может быть и речи о подлинном зикре и молитве, если в них встревает рийа.
В результате этой и подобной ей мыслям, по благоволению Всевышнего он стал причиной внедрения в тарикат (духовный путь) Накшбандийа зикру хафий (скрытого зикра) и вукуфи адади (количественное соблюдение зикров). Также с именем Хаджа Абдулхалика Гиждувани связано поминание путем «нафий и исбат».
При этом такой зикр начинается с повторения из глубины сердца фразы «Лаа илааха иллаллах» от 7 до 27 раз на одном дыхании, придерживая его на протяжении всего произнесения. Это одновременно является и зикри хафий, и нафий исбат, и истинной муракабой (размышлениями о Творце и сотворенном Им мире). В свои 20 лет Хаджа Абдулхалик Гиждувани рахматуллахи алайхи встретился с шейхом Юсуфом Хамадани, и начал брать у него уроки. В последующем стал одним из видных шейхов тасаввуфа (суфизма).
Хаджа Абдулхалик Гиждувани рахматуллахи алайхи в духовном пути Накшбандийа разработал руководство, имеющее 11 основ. Эту программу очень необходимо знать каждому, кто встал на духовный путь сулука (суфизма):
1. «Хуш дар дам» (перс. «чуткость при каждом дахании»).
«Хуш» означает «сознание», «рассудок», «бдительность», «чуткость», а слово «дам» означает «дыхание». В этом девизе отражен смысл, что при каждом вдохе и выдохе нужно быть чутким, бдительным, не забывать Всевышнего Аллаха. То есть с каждым дыханием суфий должен поминать Всевышнего Аллаха.
2. «Назар бар кадам» (перс.букв. «взгляд на шаги»).
Взирать на свои шаги. Согласно этому девизу, суфийу рекомендуется при ходьбе смотреть на ступни своих ног. То есть он должен превентивно оберегать свой взгляд от попадания на разные харамные вещи.
3. «Сафар дар ватан» (перс. букв. «путешествие на родину»).
Путешествие на родину. Данный девиз выражает смысл приближения с каждым шагом к исконному, отправление к Сущей Истине — к Аллаху.
4. «Хилват дар анджуман» (перс. «уединение в обществе»).
Уединение в обществе людей. Подразумевается, что суфий должен обладать навыками оставаться в уединении с Сущей Истиной, со Всевышним, даже если находится среди большого скопления людей.
5. «Ёд кард» (перс. «поминание»).
Поминай. Имеется в виду совершение тавхид-зикра (поминание единства Бога) единовременно как устами, так и сердцем, на одном выдохе, придерживая при этом дыхание.
6. «Бозгашт» (перс. «возвращение»).
Возвращение обратно. Этот девиз подразумевает, что целью и объектом стремления является только и только удостоиться довольства Всевышнего Аллаха. В данном случае, по завершению зикра, солик произносит: «Илаахи, анта максуди ва ридāка матлуби» и размышляет о значении этих слов. А означают они: «Аллах мой, Ты — моя конечная цель, и Твое довольство — то, к чему я стремлюсь!».
7. «Нигох дошт» (перс. «взирать»).
Направить взор. В данном девизе подразумевается оберегание сердца от тревог. Этим предотвращается проникновение в сердце всего прочего, за ислючением любви ко Всевышнему Аллаху.
8. «Ёд дошт» (перс. «помнить»).
Помнить. В этом девизее подразумевается качество помнить об Аллахе Всевышнем ежесекундно.
9. «Вукуфи замāни» («временная осведомленность»).
Быть осведомленным о времени. Этот девиз подразумевает, что солик должен знать время, эпоху в котором он живет, и рационально им пользоваться.
10. «Вукуфи ададий» («количественная осведомленность»).
Быть осведомленным о количестве. В данном девизе подразумевается уделение отдельного внимание количеству произносимых фраз при совершении зикра суфийем.
11. «Вукуфи калбий» («душевная осведомленность»).
Осведомленность о состоянии сердца, души. В этом девизе речь идет о занимании сердца зикром, размышлениями об Аллахе, повелениями Аллаха.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф