Вопрос: Хазрат, мне сказали, что если спать лицом низ, это поза считается позой сна тех, кто попадает в ад. Я попросил доказательств этих слов из хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, но до сих пор мне нечего не предъявили, тогда как настаивают на своем.
Еще сказали, что нельзя спать на левом боку и закладывая обе руки за голову.
Правда ли это? Если это правда, я покаюсь (сделаю тауба) и не буду больше так делать. Но что если человек во время сна, сам не замечая этого, ложится на правом или левом боках, или лицом низ? Спасибо.
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим.
О ПРИЛИЧИЯХ СНА И МОЛИТВАХ ПЕРЕД НИМ
Передается от Баро ибн Āзиба радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда ты намериваешься ложиться в постель, соверши омовение так, как совершаешь его для намаза. После ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предал душу Тебе. Я предал все свои дела Тебе. Я ввел себя под Твою защиту, боясь Тебя и склоняясь к Тебе. Нет укрытия и помощи, кроме как у Тебя! Я уверовал ниспосланной Тобой Твоей Книге и посланному Тобой Твоему пророку!”. Если смерть настигнет тебя этой ночью, ты умрешь в фитре (Исламе). И пусть это будет последним, что ты произнесешь.
Я сказал:
— Дайте я запомню, как Вы сказали, «посланному Тобой Твоему посланнику?
Он сказал:
— Нет, “посланному Тобой Твоему пророку”».
В этом хадисе приводится один из примеров приличий сна мусульманина и произносимых им молитв перед сном.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Передается от Хузайфы радияллаху анху:
«Когда Пророк алайхиссалам ложился спать в свое ложе, он подкладывал ладонь под лицо и произносил: “Аллоҳумма, бисмика аҳйаа ва амууту”, а когда просыпался, говорил: “Алҳамду лиллаҳиллазии аҳъйаанаа баъда маа амаатанаа ва илайҳин нушуур”».
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда кто-то из вас собирается лечь в постель, пусть сперва вытряхнет своим изарам (штанами) постель. После скажет: «Бисмика Роббии, вазаъту джанбии ва бика арфаъуҳу. Ин амсакта нафсии, фарҳамҳаа. Ва ин арсалтаҳаа, фаҳфазҳаа, бимаа таҳфазу биҳи ибадакас солиҳиин».
Из этого хадиса мы познаем две важные вещи:
Так как многие имеют обыкновение возносить эту молитву (дуа), мы тоже проявили особое внимание к ней и советуем вам, уважаемые читатели, выучить наизусть ее и каждый раз произносить перед сном, если до сей поры не знали каких-либо молитв (дуа) на этот случай.
Тем самым будет соблюдена сунна Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Али радияллаху анху:
«Фатима жаловалась, что от мельницы страдали её рука. Она пошла к посланнику Аллаха с просьбой дать ей прислугу. Не застав его дома, она сказала об этом Аише. Она поведала ему (Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам) об этом после его возвращения. Он пришел к нам. Мы уже легли. Я начал вставать. Он сказал, чтоб я не вставал и сел между нами. Я почувствовал холод его ног в своей груди. После он сказал: «Хотите, я поведаю вам о нечто лучшем, чем слуга? Когда вы ложитесь в свое ложе, тридцать три раза произнесите такбир. Тридцать три раза произнесите тасбих, Тридцать три раза произнесите хвалу Аллаху. Это лучше для вас, чем иметь слугу».
Аллах облегчить дела людей, испытывающих трудности в быту, если они перед сном в определенном количестве произнесут с ихласом слова «Аллаху Акбар», «Субханаллох» и «Алхамду лиллахи». Конечно же, зикр, совершенный с намерением, безусловно будет полезным. Но в силу того, что зикр перед сном имеет особое значение, Посланник саллаллаху алайхи васаллам пришел ночью к Али и Фатиме радияллаху анхума и поведал им об этом.
Передается от Тофхи ибн Кайса Гифари радияллаху анху:
«По болезни легких я лежал в мечети грудью к земле. Кто-то толкнув меня ногой, сказал: “Аллах не любить тех, кто лежит таким образом”. Взглянув, я увидел, что это Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам»
Нельзя лежать в таком положении о которым говорится в хадисе. Самым лучшим положением для сна считается лежать на правом боку. Можно так же лежать на левом боку или лицом вверх. Потому что так лежать не воспрещается.
Передается от Али ибн Шайбана радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Не будет ответственности на том, кто встретить утро на доме без кровли (крыши)».
От этого исходит, что нельзя спать в открытой местности, на крыше дома. Потому что тот, кто спит в таком месте, подвергает себя различным опасностям. Самая обыкновенная из них это то, что во сне он может свалиться с крыши.
В целом, будет хорошо, когда собирающийся лечь спать, примет меры предосторожности с учетом вероятных ситуаций во время сна.
В передаче хадиса от Тирмизи сказано: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил от сна на не огражденной поверхности». Конечно же, опасно спать на не огражденном возвышенном месте, в частности на крыше. В состоянии сна человек может упасть с этого места и погибнуть или стать калекой. Кроме того, на не огражденное место могут проникнут всякие твари и нанести вред спящему человеку.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто не упомянет Аллаха перед тем, как ляжет в свою постель, это непременно станет для него горем в Судный день».
Все три хадиса передали Абу Давуд и Тирмизи.
Поэтому перед сном обязательно нужно поминать (совершать зикр) Аллаха и прочесть специальные молитвы.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.