Вопрос: Ассаламу алайкум! Я проработал на зарубежном заводе по производству различных сувениров и, научившись у них секретам этого ремесла, по прибытию на Родину наладил их производство. Сюда входят производство изваяний различных видов животных, созвездий, и даже большого размера изображения для мест отдыха. Сувениры изгатавливаются не вручную, напротив, для их производства в основном используются резиновые формы для отлива. Мой вопрос заключается в том, что является ли это дело халалным, или оно харамно? Просвятите, пожалуйста. Задаю этот вопрос по той причине, что существует разница между фотографированием и рисованием.
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Ва алайкум ассалам. Это — не халално. И наказание за это чрезвычайно тяжкое. Если вы станете изготовлять неодушевленные изображения, например макет города, или зданий, или даже декоративных деревьев, то по шариату возражений нет.
عَنْ عَوْنِ بْنِ أَبِي جُحَيْفَةَ قَالَ: رَأَيْتُ أَبِي اشْتَرَى عَبْدًا حَجَّامًا، فَسَأَلْتُهُ، فَقَالَ: نَهَى النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ ثَمَنِ الْكَلْبِ، وَثَمَنِ الدَّمِ، وَنَهَى عَنِ الْوَاشِمَةِ وَالْمَوْشُومَةِ، وَآكِلِ الرِّبَا، وَمُوكِلِهِ، وَلَعَنَ الْمُصَوِّرَ
Передается от Авна ибн Абу Джухайфы:
Я видел, как мой отец приобрел раба, который делал кровопускание (Мой отец повелел, и инструменты раба по кровопусканию были разбиты). Я спросил его об этом, он ответил:
— Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил от (взимания) платы за собаку и за кровопускание, он отвратил от нанесения татуировок кому-либо и от того, чтобы давать нанести татуировки на себе, от поедания риба (от ростовщичества) и предоставления возможности для риба, а также проклял изобразителей».
Пояснение: В хадисе озвучивается повеление отвратиться от торговли собаками и от прибыли следствие этого. Основываясь на это высказывание, некоторые улемы утверждали, что выручка от прождажи собаки является абсолютно харамным. Однако большинство ученых, в частности и ханафиты, отмечали, торговля такими необходимыми собаками, как охотничьи и сторожевые собаки, дозволется. На смысл рассматриваемого хадиса они отвечают так: «В начальный период Ислама содержание собак, в каом бы то ни было виде, было объявлено харамом. Поэтому и торговля собаками также являлась харамной. Впоследствии, из-за потребности в собаках при охоте и в других потребностях, было дано разрешение на содержание собак. Следовательно, и торговля ими также стала халалной».
«Изобразитель» подразумевает не всякого, кто делает изображения, а тех, кто руками рисует или лепит и тем самым изготавливает изображения.
Татуировки (арабск. «вашм») — это нанесение на тело изображений или надписей путем прокалывания посредством иголок или прочих приспособлений.
ИЗОБРАЗИТЕЛИ В СУДНЫЙ ДЕНЬ ПОДВЕРГНУТСЯ МУЧЕНИЯМ
عَنْ مُسْلِمٍ قَالَ: كُنَّا مَعَ مَسْرُوقٍ فِي دَارِ يَسَارِ بْنِ نُمَيْرٍ، فَرَأَى فِي صُفَّتِهِ تَمَاثِيلَ فَقَالَ: سَمِعْتُ عَبْدَ اللهِ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: إِنَّ أَشَدَّ النَّاسِ عَذَابًا عِنْدَ اللهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ الْمُصَوِّرُونَ
Передается от Муслима:
«Мы вместе с Масруком в доме Ясара ибн Нумайра. Увидев изображения в коридоре (Ясара, Масрук) сказал:
— Я слышал, как Абдуллах сказал: “Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «В Судный день пред Аллахом самым суровым мучениям подвергнуться мусаввиры (изобразители)»”»
أَنَّ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا أَخْبَرَهُ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِنَّ الَّذِينَ يَصْنَعُونَ هَذِهِ الصُّوَرَ يُعَذَّبُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُقَالُ لَهُمْ أَحْيُوا مَا خَلَقْتُمْ
Абдуллах ибн Умар радияллаху анху сообщает:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Создающие эти изваяния в Судный день будут подвергнуты мучениям. Им скажут: “Введите (дайте) же жизнь вещам, которых вы сотворяли!” (Сахихул Бухари, из серии «Золотая сокровищница хадисов»). Валлаху аълам.
Коллегия «Спросите людей зикра»