Ниже вкратце поговорим о некоторых этических нормах пользования современным всемирным средством связи и обмена информацией, называемом интернет.
- Человек, который собирается пользоваться Интернетом, прежде всего, должен иметь добрые намерения.
Как и во всех остальных совершаемых делах, при пользовании интернетом мусульманин непременно должен вознамериться на добро, на то, чтобы действовать в рамках дозволенного шариатом. Только тогда он может получить пользу от этих действий и достигнет намеченной цели. И в дополнение к той пользе, что он приобретет из интернета, он также удостоится савабов, предусмотренных за соблюдение учения своей религии. Если же пользователь, имея хорошие намерения, использует интернет исключительно в хороших целях, но при этом не соблюдает учения религии, то он приобретает только пользу от интернета, но не получает саваб. Потому что его действия не были облачены хорошими намерениями на основе существующего вероучения. Когда мусульманин намеревается совершить доброе деяние, он получает один саваб, если же он осуществляет его, то этот саваб увеличивается в десять раз.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍt، عَنِ النَّبِيِّ r فِيمَا يَرْوِي عَنْ رَبِّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى قَالَ: إِنَّ اللهَ كَتَبَ الْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ ثُمَّ بَيَّنَ ذَلِكَ، فَمَنْ هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً، وَإِنْ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللهُ عَزَّ وَجَلَّ عِنْدَهُ عَشْرَ حَسَنَاتٍ إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ إِلَى أَضْعَافٍ كَثِيرَةٍ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا أَبَا دَاوُدَ.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам передает от своего Господа, Благословенный Он и Всевышний:
— Поистине, Аллах записал добро и зло. Затем изложил все это. Тому, кто вознамерился на добро, но не совершил его, Аллах запишет его у Себя как совершенное благодеяние. Если же он вознамерится и выполнит его, Аллах азза ва джалла (Всемогущий он и Великий) запишет это у Себя увеличив от десяти до семиста благодеяний и даже больше того во много раз».
Передали Бухари, Муслим, Тирмизи и Насаи.
- Прежде чем войти в интернет, дабы не тратить время впустую необходимо вспомнить о цене жизни, о том, что есть счет каждому его мигу, о том, что в Судный день предстоит расчет за каждый проведенный миг.
Из-за отсутствия именного этого чувства многие часами просиживают в интернете, считают подобающим для себя терять свои драгоценные дни бесценной жизни. Наверное, не даром распространились известия о что, что тех, кто долгое время, а порой по восемь или десять часов просиживали в интернете, стали заболевать специфическими заболеваниями. Мусульманин же всегда, и в частности при пользовании интернетом, помнит о том, что за каждое проведенное мгновение жизни предствоит спрос в ахирате.
عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ عَنِ النَّبِىِّ -r- قَالَ: لاَ تَزُولُ قَدَمَا ابْنِ آدَمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عِنْدِ رَبِّهِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ خَمْسٍ عَنْ عُمْرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ وَعَنْ شَبَابِهِ فِيمَا أَبْلاَهُ وَمَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أَنْفَقَهُ وَمَاذَا عَمِلَ فِيمَا عَلِمَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ.
Передается от Ибн Масъуда радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— В Судный день человек не сделает и шагу от Господа своего, пока с него не спросят о пяти вещах: на что он потратил свою жизнь, на что потратил молодость, как он зарабатывал и тратил свое имущество, как следовал тому, о чем у него были знания».
Передал Тирмизи.
- Прежде чем войти в интернет, необходимо тщательно спланировать план работы.
Как и во всех других делах, в пользовании интернетом следует дейтсвовать на основе хорошо составленного плана. Цель и ожидаемая польза должны быть четко обозначены. Точное название сайта, в который намереваетесь войти, должно быт заранее подготовленным. также следует подготовить и уточнить все необходимые для этого материалы и сведения. Бесцельное времяпрепровождение у компьютера, задаваясь вопросом, вроде «Что же мне делать?», является рсстрачиванием своего времени впустую.
- Начинать работу в Интернете следует со слов «Бисмиллахир Рахманир Рахим» (Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного), и читать разные молитвы, которые вы знаете.
О том, что мусульманин должен начинать все дела со слов «Бисмиллахир Рахманир Рахим», сказано во множестве хадисов.
عن أبي هريرة عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: كُلُّ أَمْرٍ ذِي بَالٍ لاَ يُبْدَأُ فِيهِ بِبِسْمِ الله الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ أَقْطَعُ . رواه عبد القادر الرهاوي.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пока каждое значимое дело не будет начато с “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, оно — обрубленное».
Передал Абдулкадыр Рахави.
- Все, что просматривается, прочитывается и прослушивается в Интернете, несомненно, должно быть дозволенным шариатом.
Ибо мусульманин должен всюду, во все времена и во всех ситуациях говорить, совершать деяния согласно требованиям шариата.
Но к великому сожалению, некоторые люди, посещая сайты Интернета, могут там позволить себе то, чего не позволяют в реальной жизни. Возможно они предполагаю, дескать, это ведь не на уровне реальной жизни. В сущности же у тех, кто на интернет-сайтах позволяет себе поступки, идущие вразрез с шариатом, имеются изъяны на нравственном уровне. В жизни, находясь на виду у людей, во избежание укоров и осуждений со стороны и потери репутации они воздерживаются от дурных поступков. А в пространстве Интернета никто этого не видит и не знает. К тому же в виртуальном мире можно представляться под другим именем, выдавая себя совсем за другого человека, которого никто и не узнает. Значит, его соблюдение требований шариата имеет место только для чужих глаз, вернее основано на лицемерии – качестве мунафика.
Поэтому каждый посетитель Интернета прежде всего должен не забывать о том, что он мусульманин. Нельзя забывать о том, Всевышний Аллах видит все, даже если не видят люди. Необходимо непрестанно чувствовать, что даже если люди не ведают, о нем знает Всеведущий Аллах.
Всевышний Аллах в суре «Гофир» сказал:
يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ
«Знает Он вероломство глаз и то, что скрывают груди» (аят 19).
Нет ничего, что могло бы быть сокрытым от Всевышнего Аллаха. Он знает всё и вся. Даже «Знает Он вероломство глаз». То есть Всевышний Аллах знает даже то, как кто-то украдкой посмотрел краем глаза на другого человека, и ведет этому учет.
Он знает «…и то, что скрывают груди». Всевышний Аллах прекрасно знает и о том, что таится в сердцах людей скрытно от других. А раз так, то нет никакого сомнения в том, что Он знает и обо всем другом. Да будет известно всем людям об этом. Следовательно, требуется категорически не посещать сайты, которые пропагандируют распутство и порочность, которые специализируются на бесполезном и напрснов времяпрепровождении.
- Полноценное соблюдение духовно-интеллектуальных прав владельцев сайтов является обязанностью истинных мусульман.
К этому относиятся такие действия, как несанкционированное прониконовение на платные сайты без оплаты их услуг, скачивание неразрешенных к скачиванию материалов, использование скопированных материалов без ссылки на источник. Все эти деяния считаются греховными. Ибо такие действия приравниваются к хищению чужого духовно-интеллектуального имущества. Иными словами это можно назвать духовно-интеллектуальными кражей и грабежем. Все ученые в один голос вынесли фатву о том, что такие деяния являются харамными.
- Нельзя без разрешения пользоваться Интернетом, принадлежащим предприятию или другому частному лицу.
Некоторые люди позволяют себе пользоваться Интернетом на работе в личных целях. В этом случае имеет место действие, имеющее две черты. Первая — средства, оплачиваемые предприятием за Интернет, расходуются в личных целях. Вторая — вместо того, чтобы заниматься непосредственно своими прямыми служебными обязанностями, работник в рабочее время занимается личными делами. Об использовании Интернета другого частного лица можно сказать примерно то же самое. Поэтому пользоваться Интернетом можно только по разрешению владельца и только по необходимости. В перерывах разрешается пользоваться для таких дествий, как получение нужной необходимой информации и проверкак электронной почты.
- Обучение детей пользованию компьютером и Интернетом должно происходить на разумной основе и уделяя этому вопросу должное внимание.
Прежде всего, ребенок не должен пользоваться компьютером и Интернетом без разрешения родителей. Во время этого процесса дети не должны оставаться без присмотра родителей, они не должны оставаться за рамки их контроля. Все электронные средства и оборудования должны находиться в поле зрения старших. Иначе дети незаметно от взрослых могут посетить разные сайты, содержащие непристойные или бесполезные материалы. Игры, в которые играют дети на компьютере или в Интернете, прежде всего, должны быть рассчитаны на развитие сообразительности и мышления ребенка. Нужно принимать меры к тому, чтобы такие игры были познавательными, побуждающими к благонравию. Неоходимо непрестанно заботиться о том, чтобы свободное время детей не проходило впустую, постоянно находится в поисках того, чтобы заполнить такое время чем-нибудь полезным.
Выше мы затронули вопрос о посещении пользователем какого-либо сайта в Интернете. Однако в сети Интернет существует множество других услуг, различные сети и сферы деятельности. Безусловно, о них мы с вами тоже должны подробно поговорить.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф рахимахуллах, книга «Социальные адабы»