Вопрос: Чем с точки зрения Ислама нужно руководствоваться профессиональному психологу-мусульмананке в выборе методов диагностики и направлений в работе?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Ва алайкум ассалом! Вся суть Ислама основана на состоянии души человека — на его отношении к убеждению единобожия и к деяниям, выполнения которых требует это убеждение. Существует множество научных источников, которые посвящены не только изучению состояния души, но и воспитанию души. Самыми первостепенными и незыблемыми источниками в этом отношении являются Священный Куръан и хадисы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Праведные мусульмане всегда хорошо разбирались в психологии: они достаточно верно оценивают состояние человека по совокупности нескольких факторов, определяющих повадки, поведение и поступки человека, его высказывания. Например, по одной высказанной фразе, выраженной по случаю какого-либо события, можно определить многое о состоянии человека: ту или иную степень приверженности вероучению тавхида, его осведомленность о повелениях и запретах Всевышнего Аллаха и Его Посланника, о степени богобоязненности человека в зависимости от его поступков по случаю той же ситуации и т.д.
Поэтому Ислам придает особое значение изучению состояния души и всех влияющих на нее факторов. Важнейшими факторами в этом смысле являются такие составляющие, как наличие у человека веры, сила этой веры, основа его вероубеждений, уровень знаний и степень приверженности следовать своим знаниям, выполнять предписания шариата; насколько человек потакает своему хаваун нафсу — своим низменным страстям, как он справляется с различными проявлениями обольщения, с наущениями шайтана, со своими естественными желаниями и склонностями, как он сдерживается от соблазна тех пороков, которых шариат предписывает запретными, какова степень его богобоязненности. Наиболее продвинутыми в овладении знаниями об этих составляющих всегда считались приверженцы тариката (тасаввуфа). Посему ученый-мусульманин, занимающийся психологией, должен быть хорошо осведомлен о страстях нафса, о состоянии души, о положительном и негативном влиянии на состояние души тех или иных факторов, таких как тавхид, тоат и ибадат, исйан и ихлас, сабр, хавф и раджо, таква и вараъ, сидк и рийа, зухд, хушуъ и хузуъ, таваккул, ислам и ихсан, достаточно различать сами эти понятия. Такой специалист должен уметь распознавать преобладание одного из этих категорий, над остальными, уметь выявлять причины этого. Он также должен хорошо знать и вопросы шариата, в частности, достаточно хорошо разбираться в науке фикх, чтобы правильно оценивать те или иные действия. Например, очень часто возникают вопросы относительно семейных взаимоотношений, или вопросы о разделе имущества. Поэтому психологу в Исламе следует знать множество столпов Ислама. Словом, он сам должен достаточно хорошо овладеть всеми исламскими знаниями в области шариата и тариката.
Одним из наиболее известных трудов в области изучения состояния души и воспитания души является книга «Воспитание души» (в трех томах) всемирно известного выдающегося ученого-богослова и исламского деятеля шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа рахимахуллах. В области исламского правоведения можно упомянуть книгу этого же автора «Кифая» (в трех томах), а также другие книги по части муамалат. Также существуют множество других научных источников и пособий. Валлаҳу аълам!
Коллегия «Спросите людей зикра»