Наряду с запретом на слепое подражание предкам и руководителям, Куръан также запрещает односторонность и предписывает выбирать наилучшее из нескольких вариантов. Ибо многим стоит один раз услышать или прочитать что-то, как они сразу следуют за этим, хотя следует сначала основательно обдумать каждый свой шаг, все проанализировать и выбрать лучший из возможных вариантов. Еще в XIX веке мыслители обсуждали эту идею. Они пришли к выводу, что истина не связана с конкретной философией, необходимо всесторонне изучить проблему, затем выбрать наилучшее решение. Естественно, один единственный способ исследований не может отвечать всем требованиям. 14 веков назад Куръан призывал к этой истине:
«…тех, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Они – те, которых наставил на праведный путь Аллах. Они и есть обладающие разумом» («Зумар», 18).
В этом аяте Аллах велит людям прислушиваться ко всем словам, понять их смысл, а затем следовать наилучшему из них. Таких людей Аллах называет «наставленными на прямой путь» и «обладающими острым разумом».
Кроме того, Ислам дает свое определение добру и призывает следовать этому. Обычно среди людей не бывает разногласий насчет предпочтительности благочестию перед злонравием. Люди препираются в вопросе: «Что именно является благочестием?». Каждый считает наилучшим свой путь, дает свои определения смыслу благочестия, разграничивает их, определяет свойства. Часто в определении благочестия люди исходят из древних обычаев предков, для других мерилом благочестия является то общество, в котором они сами живут. Что для одних является добром, для других может считаться абсолютным злом. Значит, подлинный смысл добра должен быть установлен свыше.
В Исламе благочестием считается то, что Аллах считает благочестием. А Аллах подробно излагает это в следующем аяте:
«Благочестие – не в том, что обращаете свои лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов, и в Книгу, и в пророков, и дал имущество, любя его, родственникам, и сиротам, и бедным, и обездоленным путникам, и просящим, и на (освобождение) рабов, и безупречно совершал намаз, и давал закáт, и верные своим договорам, когда договорились, и терпеливые в нужде и несчастье, и во время трудностей. Они – те, которые были правдивы. Они и есть богобоязненные» («Бакара», 177).
Давайте сначала подробно познакомимся с этим аятом. В начале аята Всевышний Аллах говорит, что добро состоит не в том, чтобы обращать лица на восток и запад, то есть, благочестие не ограничивается определенными ритуальными жестами и словами. Затем переходит к разъяснению понятия благочестия. Аллах говорит:
«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов, и в Книгу, и в пророков, и дал имущество, любя его, родственникам, и сиротам, и бедным, и обездоленным путникам, и просящим, и на (освобождение) рабов, и безупречно совершал намаз, и давал закáт, и верные своим договорам, когда договорились, и терпеливые в нужде и несчастье, и во время трудностей».
В этом аяте понятие благочестия разделяется на несколько частей:
1. Вера.
«кто уверовал в Аллаха, и в Судный день, и в ангелов, и в Книгу, и в пророков»
Вера в Аллаха, в Его существование, в Его совершенные качества, прекрасные имена, в Его Господство, в Его Божество. Вера в Судный день, в приход конца света. Вера в ангелов с их качествами, в священные Книги, которые ниспослал Аллах для наставления Своих рабов на истинный путь. Вера в пророков – всех без исключения.
Эта вера является началом и основой благочестия. Без веры не может быть никакого благочестия. Ибо кто не верит в Господа миров, в Судный день, в ангелов, в Писания, в пророков, в том нет добра. Если и есть, то как исключение, и то по определенной причине. При исчезновении причины заканчивается и его благочестие.
2. Расходование своего имущества.
«и дал имущество, любя его, родственникам, и сиротам, и бедным, и обездоленным путникам, и просящим, и на (освобождение) рабов»
Расходование части из дорогого для человека имущества на родственников, сирот, оставшихся без кормильца, нищих, не имеющих доходов, достаточных для пропитания и проживания, и ничего более, кроме однодневного пропитания, людей, попавших в затруднительное финансовое положение в чужой стране, людей, просящих милостыню, на освобождение рабов, подписавших договор об освобождении взамен определенной суммы. Человек, привыкший жертвовать имуществом, освобождается от рабства алчности, слабости, зависти, освобождается от рабства богатству.
Это высокая человеческая добродетель. Только обладатель высшей добродетели искренне помогает вышеуказанным категориям людей и подлинно благочестив.
3. Совершение намаза.
«безупречно совершал намаз»
Регулярное совершение обязательных намазов (фард) своевременно, с упованием на Аллаха, со страхом перед Ним. Человек через совершение намаза обращается к Аллаху всем сердцем, душой и телом. В намазе задействованы и тело, и разум, и дух человека. Человек, не совершающий намаз, отказывается от блага, приготовленного ему Аллахом.
4. Давать закáт.
«и давал закáт»
Богатые мусульмане добровольно отдают определенную часть своего имущества братьям по вере, что является материальной составляющей их поклонения Аллаху. Это также является фардом для владельцев имущества. Человек, исполнивший этот фард, также благочестив.
5. Верность слову.
«и верные своим договорам, когда договорились»
Верность данному слову является одним из признаков послушания Аллаху, о чем многократно говорится в Куръане. Кто верен своему слову, тот получит награду за свое благочестие от Аллаха.
6. Терпение.
«и терпеливые в беде и напасти».
Человек сталкивается с тяжелыми трудностями во время нищеты, слабости, болезни, войны, от столкновения с врагом. В таких случаях необходимо проявлять терпение.
Терпение считается одним из высших и необходимых качеств верующих мусульман. О нем подробно говорилось в толковании вышеприведенных аятов. Следовательно, люди, проявляющие терпение в трудных условиях, являются обладателями благочестия, данного Аллахом.
В конце аята обладатели этих высших достоинств описываются так: «Они – те, которые были правдивы. Они и есть богобоязненные».
Когда Абу Зарр Гифари радияллаху анху спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Что есть ийман (вера)?», – Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам прочитал этот аят. Тот повторно задал свой вопрос. Пророк саллаллаху алайхи васаллам опять прочитал этот же аят.
Таким образом, Аллах объединил в одном аяте основы веры, разные виды поклонения Аллаху и назвал их всех единым словом «благочестие». Поэтому тех, кто достоин называться и по жизни быть благочестивым, Аллах называет «правдивыми и богобоязненными».
Да, они верны своей вере и Исламу.
Они верны в своих убеждениям и деяниях.
Они богобоязненные, которые выполняют веления Аллаха и соблюдают его запреты.
Один из наших славных предков Суфьян Саври, прочитав этот аят, сказал: «Все виды добра в этом аяте».
Ибн Касир рахматуллахи алайхи говорил: «Кто обладает качествами этого аята, тот вошел во все сферы Ислама и взялся за основу добра».
Из книги «Ийман – Ислам – Куръан»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф