Вопрос: Мы хотим спросить Вас о разнице между фардом и ваджибом. В чем причина того, что деяние ваджиб не может достигнуть степени фарда? И правда ли то, что Имам Аъзам называл Пятничный намаз ваджибом?
ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Имам Аъзам не называл Пятничный намаз ваджибом.
1. Фард.
Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью и категоричностью, не допуская сомнений и на основе неоспоримых аргументов, является фардом.
Этому можно привести нижеследующие примеры:
Деяния, подобные пяти столпам Ислама, являются деяниями, которые стали фардом на основе повелений в Священном Куръане.
Чтение Куръана во время намаза является примером фарда, предписанного посредством мутаватир и машхур сунны.
Харамность продажи одного за другого в долг четырех видов еды — пшеницы, ячменя, фиников и соли — пример фарда, предписанного на основе иджмаъ.
Выполнение фард-деяния является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Не выполнивший фард-деяние, становится ослушником, будет подвергнут наказанию. Кто отрицает фард, тот становится неверным.
2. Ваджиб
Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью, но на основе некатегоричных аргументов, является ваджибом.
Такие деяния, как фитр-садака, витр-намаз и два праздничных (ийд) намаза относятся к ваджиб деяниям.
Выполнение ваджиб намаза является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Но саваб за ваджиб воздается немногим меньше, чем за фард.
Человек, который не выполняет ваджиб-деяние, становится ослушником и подвергнется наказанию. Но наказание за это воздается немногим меньше наказания за невыполнение фарда. Отрицающий ваджиб не становится неверным.
Другие мазхабы кроме ханафитского, фард и ваджиб считают одним и тем же понятием и, объединяя их, оба называют ваджибом.
Однако в ханафитском мазхабе, учитывая вышеприведенные тонкие различия, два этих понятия считаются отдельными положениями. Валлаху аълам.