Сообщается от Абу Муса ал-Ашгари (радияллаху анху), что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Повторяйте Куръан, поистине я клянусь тем, в чьих руках душа моя, он быстрее уходит, чем верблюд из своей привязи» (Передал ал-Бухари и Муслим).
Передается от Абдуллаха ибн Умара (радияллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине владеющий Куръаном подобен владельцу верблюда на привязи, если будет следить за ним – удержит его, а если оставит – уйдет» (Передал ал-Бухари). А в передаче от Муслима: «и если владелец Куръана будет читать его днем и ночью, будет помнить его, а если нет, то забудет его».
Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) говоря: «Поистине владеющий Куръаном…» имеет ввиду того, у кого есть что-то выученное из Куръана, и он любит его, любит читать его, и это больше чем любить Куръан в сердце или любить смотря на Куръан, это тот кто постоянно с ним, подчиняет свой язык для Куръана, и ему становится легко читать его, а если оставит его, то чтение станет трудным и нелюбимым.
Говоря же: «подобен владельцу верблюда на привязи» он сравнил постоянное чтение Куръана с привязывающим верблюда, который боится, что он убежит, и до тех пор, пока повторение будет, то и Куръан не будет забываться, также как верблюд, пока он привязан он в сохранности.
Причиной же приведения в пример верблюда то, что верблюд такое животное, которого трудно удержать, и если сбежит, то трудно поймать. И сказал Абу Батталь, да помилует его Аллах: «и это совпадает со словами Аллаха, свят Он и велик:
«Поистине, Мы ниспошлём тебе тяжелое слово (Куръан)» и «Мы облегчили Куръан для поминания», и тот, кто старался, повторял Куръан, он будет легким для него, а тот, кто оставил его, он убежит от него.
Причиной порицания в словах Пророка (саллаллаху алайхи васаллам): «Плохо то, что один из них скажет: «Я забыл такой-то аят и такой-то»», является то, что из этого видно, что человек не внимателен к Куръану, т.к. забывание не бывает, кроме как из-за оставления повторения и беспечности; ведь, если бы он повторял его, читал бы его в молитве и вне ее, то непременно он продолжал бы помнить его и не забывать. И когда человек говорит: я забыл такой-то аят, то, как будто он халатно отнесся к этому, и забывание является наказанием ему за халатность и невнимательность.
Передается, что Укба ибну Амир (радияллаху анху), сказал: «Мы сидели в мечети и читали Куръан, и вошел Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) и поприветствовал нас, и мы ответили ему, а затем сказал: «Изучайте, учитесь Книге Аллаха и довольствуйтесь им» и Куббас добавил: «и я думаю, что он еще сказал: «и читайте его нараспев, и клянусь тем, в чьих руках душа Мухаммада, что он сильнее бегством, чем верблюд от привязи» (Передал Имам Ахмад и Ибну Хиббан и др.).
Абдуллах ибн Масъуд (радияллаху анху), сказал: «Сказал Пророк (саллаллаху алайхи васаллам): «Плохо то, что один из них скажет: я забыл такой-то аят и такой-то, однако не он забыл, а Куръан забылся, и повторяйте Куръан, поистине он сильнее избавлением из сердец людей, чем скот от привязи» (Передал ал-Бухари и Муслим).
Из книги «Достоинства чтения сур Куръана»
..