1445 год 10 Шаввал | 2024 год 19 апрель, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Что такое бидъа? Часть 1

11:00 / 13.11.2020 1784 Режим чтения + -

Арабское слово «бидъа» по словарю означает «создать что-либо новое».

Что касается применения слова «бидъа» в шариатской терминологии, то по этому вопросы улемы не пришли к единому мнению. Специалисты, собравшие и проанализировавшие все определения, относят их к двум основным направлениям.

В число улемов, придерживающихся первого направления входят имам Шафиъи, а также такие улемы его мазхаба, как Изз ибн Абдуссалам, Навави, Абу Шама, из маликитов – Курафи и Заркани, из ханафитов – Ибн Абидин, из ханбалитов – Ибн Джавзи и из захиритов – Ибн Хазм.

Улемы этого направления дают бидъе такое определение: будь то в поклонениях, будь то в обычаях, будь то деяние хорошее, будь оно плохое, бидъа отсутствует в Куръане и Сунне и представляет собой новоявленный обряд.

Смыслы многочисленных определений этого направления нашли свое отражение в определении Изза ибн Абдуссалама. В нем говорится:

«Бидъа – это то, чего не было при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».

Бидъа первого направления подразделяется на несколько видов:

1. Ваджиб бидъа (долженствующие, обязательные новшества). Изучение науки нахв[1] относится к этому виду бидъы. Ибо не зная этой науки, нельзя познать Куръан и Сунну. Изучение этих двух источников является ваджибом. Все, что служит для выполнения ваджиба, также является ваджибом. Следовательно, изучение нахва для последующего изучения Куръана и Сунны является ваджибом. Этого (изучения нахва) не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Первые шаги по изучению науки нахв были сделаны в период халифства почтенного Али радияллаху анху.

2. Харам бидъа (запрещенные новшества). Это мазхабы Кадарийа[2], Джабрийа[3], Мурджиъа[4] и Хаваридж[5]. Всего этого также не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Все они появились позднее и взяли себе в лозунги вероубеждения и идеи, противоречащие Исламу. Последователи этих мазхабов считаются вышедшими из религии (веры).

3. Мандуб бидъа (одобряемые новшества). К этому виду относятся такие деяния, как учреждение медресе и намаз таравих. Их в сегодняшнем виде также не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Они были внедрены позже и поскольку являлись полезными, были оценены как «мандуб» – заслуживающие одобрения.

4. Макрух бидъа (нежелательные новшества). Действия, подобные украшению мечетей красивыми узорами и орнаментами.

5. Мубах[6] бидъа (допустимые новшества). Такие явления, как приветствие рукопожатием после намаза, желание и выбор в еде, питье и одеянии вкусного и красивого. 

Сторонники первого направления даже приводили доказательства в пользу вышеприведенной класификации бидъы.

Первое доказательство:

Передается от Джарира ибн Абдуллаха радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Кто создаст в Исламе красивую сунну и после него будет соблюдена эта сунна, ему будут записываться награды, соизмеримые с наградами соблюдавших ее, не убавляя ничего из их наград. Кто создаст в Исламе скверную сунну и после него будет соблюдена эта сунна, ему будут записываться грехи, соизмеримые с грехами соблюдавших ее, не убавляя ничего из их [соблюдавших] грехов».

Передали Ахмад, Муслим, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа.

Второе доказательство:

Передается от Абдуррахмана ибн Абд ал-Кари радияллаху анху:

«В одну из ночей Рамадана я вышел с Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху к мечети. Мы увидели, как люди совершают намаз группами и порознь: кто-то совершает намаз сам по себе, кто-то совершает намаз, а за ним – несколько человек.

Тогда Умар сказал:

– Поистине, я думаю будет лучше, если соберу вон тех к одному кари.

Затем собрал их за Убайй ибн Каъбом. После, когда еще одну ночь я вышел с ним, люди возводили намаз в намазе своего кари. Умар сказал:

– Какая же хорошая эта бидъа! Их бодрствование лучше, чем сон в это время.

Он имел в виду «конец ночи». Ибо люди [раньше] стояли в начале ночи.

Передал Бухари.

Третье доказательство:

Передается от Муджахида радияллаху анху:

«Я и Урва ибн Зубайр вошли в мечеть. Мы увидели, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анхума сидел возле худжры[7] Аиши радияллаху анха. А люди совершали [общинно] намаз зуха в мечети. Мы спросили его об их намазе. Он сказал: «[Хорошая] бидъа».

Передали Муслим, Ахмад и другие.

Большинство, опираясь на вышеприведенное определение, разделяют бидъу на две части и говорят: бидъа бывает двух видов: бидъа хасана – хорошая бидъа и бидъа саййиъа – плохая бидъа.

Улемы второго направления – имам Малик, Шатиби, Туртиши, из ханафитов – имам Шумунни и Айни, из шафиъитов – Байхаки, Ибн Хаджар Аскалани и Ибн Хаджар Хайсами, из ханбалитов – Ибн Раджаб и Ибн Таймия. Согласно их мнению, всякая бидъа – как в поклонении, так и в обычаях – является заблуждением.

Наиболее известными и всеобъемлющими из определений второго направления считаются определения имама Шатиби. Он охарактеризовал бидъу в двух определениях:

1. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется преувеличение в поклонении Аллаху.

В данной характеристике ясно просматривается, что речь идет о нововведении в суть – основу религии, о создании в поклонениях направления, похожего на указанный шариатом путь.

2. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется следование пути шариата.

Второе определение имама Шатиби является более широким, чем первое, и в нем подчеркивается, что новоизобретенные в ибадате и обычаях деяния представляют собой бидъу.

Имам Шатиби является одним из премного дискутировавших вокруг проблемы бидъы и стоящих против нее ученых.

 По праву возникает уместный вопрос: почему имам Шатиби дал бидъе два определения? На этот вопрос улемы ответили так: «Имам Шатиби при этом учитывал восприятие бидъы другими в широком или узком смыслах».
 
 

[1]Нахв – основы грамматики арабского языка по изучению Куръана и хадисов.

[2]Кадарийа (от слова кадар – «предопределение») – прозвище «кадариты» было дано категории людей, которые в противоположность джабритам, выдвигали концепцию, что человек является творцом (халик) своих действий.

[3]Джабрийа, также «джабарийа», «муджбира» от арабск. джабр; в отличие от взглядов кадаритов (кадария), джабриты – последователи учения джабрийа, считают, что Аллах является единственным подлинным действователем и посему создания, в частности человек, принуждаемы (маджбур) к своим действиям, а не выполняют их по своей воле, свободно. К «истинным» джабритам относят джахмитов. 

[4]Мурджиъа (от арабс. ирджаъ, досл. «откладывание», «отсрочивание»); мурджиъиты – общее название одной из заблудших в религии категории людей, которые «откладывали» суждение о состоянии человека в этом мире, ставили деяния после иймана (веры). Они сулили людям надежду на то, что Аллах простит, сколько бы у мусульманина не было грехов. То есть они утверждали: «Отложим суждения о согрешивших мусульманах до Судного дня, Аллах поступит с ними так, как Сам посчитает нужным».

[5]Хаваридж (), также хавариджиты – досл. «противники», от арабс. слова хурудж – «против»; так называемые «поборники чистоты» Ислама, приверженцы чрезмерно строгого исполнения предписаний Ислама, а по сути группа необразованных людей, притязавших на достижение вершины религиозности и выступивших против руководителя и общины мусульман; своими требования хавариджиты исказили предписания и нанесли большой вред Исламу. Их также называют харуритами, от названия селения Харуро вблизи города Куфа, где и появились хавариджиты.

[6]Мубах () – действия, выбор совершения или не совершения которых по шариату предоставлен самому человеку. Все действия, имеющие отношение к биологическим потребностям человека (например, питание, питье, сон и т. п.). Все, что не превышает определенных шариатом границ в этих вопросах, считается мубах. Совершающий и не совершающий эти действия одинаково не является грешником и не получает воздаяния (саваб).

[7]Худжра – комната, помещение, келья.

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
.. По возрасту жених и невеста должны быть близки друг другу. Другими словами, нежелательно выдавать девушку замуж за того, кто намного старше ее, например за читать полностью

3529 19:30 / 21.12.2018
Теперь предоставим вашему вниманию некоторые фатвы о мазхабах фикха, объявленные шейхом Ибн Базом и его единомышленниками в конце 1997 года.Из фатвы 3897 Шестой читать полностью

1937 09:30 / 25.11.2019
А. ОпределениеСунна, соответствующая в языке таким понятиям, как обычай, путь, образ жизни сира, в `ильм альФикх юриспруденции и в `ильм Усуль альФикх основы теории читать полностью

1319 23:45 / 01.04.2017
В упомянутом выше вопросе улемы ханафитского мазхаба не ограничивались только дискуссией и опровержением аргументов противоположной стороны. Они также читать полностью

3111 09:30 / 27.01.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью