1443 йил 26 зуль-ка’да | 2022 йил 26 июнь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Что такое бидъа? Часть 1

11:00 / 13.11.2020 1048 Режим чтения + -

Арабское слово «бидъа» по словарю означает «создать что-либо новое».

Что касается применения слова «бидъа» в шариатской терминологии, то по этому вопросы улемы не пришли к единому мнению. Специалисты, собравшие и проанализировавшие все определения, относят их к двум основным направлениям.

В число улемов, придерживающихся первого направления входят имам Шафиъи, а также такие улемы его мазхаба, как Изз ибн Абдуссалам, Навави, Абу Шама, из маликитов – Курафи и Заркани, из ханафитов – Ибн Абидин, из ханбалитов – Ибн Джавзи и из захиритов – Ибн Хазм.

Улемы этого направления дают бидъе такое определение: будь то в поклонениях, будь то в обычаях, будь то деяние хорошее, будь оно плохое, бидъа отсутствует в Куръане и Сунне и представляет собой новоявленный обряд.

Смыслы многочисленных определений этого направления нашли свое отражение в определении Изза ибн Абдуссалама. В нем говорится:

«Бидъа – это то, чего не было при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».

Бидъа первого направления подразделяется на несколько видов:

1. Ваджиб бидъа (долженствующие, обязательные новшества). Изучение науки нахв[1] относится к этому виду бидъы. Ибо не зная этой науки, нельзя познать Куръан и Сунну. Изучение этих двух источников является ваджибом. Все, что служит для выполнения ваджиба, также является ваджибом. Следовательно, изучение нахва для последующего изучения Куръана и Сунны является ваджибом. Этого (изучения нахва) не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Первые шаги по изучению науки нахв были сделаны в период халифства почтенного Али радияллаху анху.

2. Харам бидъа (запрещенные новшества). Это мазхабы Кадарийа[2], Джабрийа[3], Мурджиъа[4] и Хаваридж[5]. Всего этого также не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Все они появились позднее и взяли себе в лозунги вероубеждения и идеи, противоречащие Исламу. Последователи этих мазхабов считаются вышедшими из религии (веры).

3. Мандуб бидъа (одобряемые новшества). К этому виду относятся такие деяния, как учреждение медресе и намаз таравих. Их в сегодняшнем виде также не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Они были внедрены позже и поскольку являлись полезными, были оценены как «мандуб» – заслуживающие одобрения.

4. Макрух бидъа (нежелательные новшества). Действия, подобные украшению мечетей красивыми узорами и орнаментами.

5. Мубах[6] бидъа (допустимые новшества). Такие явления, как приветствие рукопожатием после намаза, желание и выбор в еде, питье и одеянии вкусного и красивого. 

Сторонники первого направления даже приводили доказательства в пользу вышеприведенной класификации бидъы.

Первое доказательство:

Передается от Джарира ибн Абдуллаха радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Кто создаст в Исламе красивую сунну и после него будет соблюдена эта сунна, ему будут записываться награды, соизмеримые с наградами соблюдавших ее, не убавляя ничего из их наград. Кто создаст в Исламе скверную сунну и после него будет соблюдена эта сунна, ему будут записываться грехи, соизмеримые с грехами соблюдавших ее, не убавляя ничего из их [соблюдавших] грехов».

Передали Ахмад, Муслим, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа.

Второе доказательство:

Передается от Абдуррахмана ибн Абд ал-Кари радияллаху анху:

«В одну из ночей Рамадана я вышел с Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху к мечети. Мы увидели, как люди совершают намаз группами и порознь: кто-то совершает намаз сам по себе, кто-то совершает намаз, а за ним – несколько человек.

Тогда Умар сказал:

– Поистине, я думаю будет лучше, если соберу вон тех к одному кари.

Затем собрал их за Убайй ибн Каъбом. После, когда еще одну ночь я вышел с ним, люди возводили намаз в намазе своего кари. Умар сказал:

– Какая же хорошая эта бидъа! Их бодрствование лучше, чем сон в это время.

Он имел в виду «конец ночи». Ибо люди [раньше] стояли в начале ночи.

Передал Бухари.

Третье доказательство:

Передается от Муджахида радияллаху анху:

«Я и Урва ибн Зубайр вошли в мечеть. Мы увидели, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анхума сидел возле худжры[7] Аиши радияллаху анха. А люди совершали [общинно] намаз зуха в мечети. Мы спросили его об их намазе. Он сказал: «[Хорошая] бидъа».

Передали Муслим, Ахмад и другие.

Большинство, опираясь на вышеприведенное определение, разделяют бидъу на две части и говорят: бидъа бывает двух видов: бидъа хасана – хорошая бидъа и бидъа саййиъа – плохая бидъа.

Улемы второго направления – имам Малик, Шатиби, Туртиши, из ханафитов – имам Шумунни и Айни, из шафиъитов – Байхаки, Ибн Хаджар Аскалани и Ибн Хаджар Хайсами, из ханбалитов – Ибн Раджаб и Ибн Таймия. Согласно их мнению, всякая бидъа – как в поклонении, так и в обычаях – является заблуждением.

Наиболее известными и всеобъемлющими из определений второго направления считаются определения имама Шатиби. Он охарактеризовал бидъу в двух определениях:

1. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется преувеличение в поклонении Аллаху.

В данной характеристике ясно просматривается, что речь идет о нововведении в суть – основу религии, о создании в поклонениях направления, похожего на указанный шариатом путь.

2. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется следование пути шариата.

Второе определение имама Шатиби является более широким, чем первое, и в нем подчеркивается, что новоизобретенные в ибадате и обычаях деяния представляют собой бидъу.

Имам Шатиби является одним из премного дискутировавших вокруг проблемы бидъы и стоящих против нее ученых.

 По праву возникает уместный вопрос: почему имам Шатиби дал бидъе два определения? На этот вопрос улемы ответили так: «Имам Шатиби при этом учитывал восприятие бидъы другими в широком или узком смыслах».
 
 

[1]Нахв – основы грамматики арабского языка по изучению Куръана и хадисов.

[2]Кадарийа (от слова кадар – «предопределение») – прозвище «кадариты» было дано категории людей, которые в противоположность джабритам, выдвигали концепцию, что человек является творцом (халик) своих действий.

[3]Джабрийа, также «джабарийа», «муджбира» от арабск. джабр; в отличие от взглядов кадаритов (кадария), джабриты – последователи учения джабрийа, считают, что Аллах является единственным подлинным действователем и посему создания, в частности человек, принуждаемы (маджбур) к своим действиям, а не выполняют их по своей воле, свободно. К «истинным» джабритам относят джахмитов. 

[4]Мурджиъа (от арабс. ирджаъ, досл. «откладывание», «отсрочивание»); мурджиъиты – общее название одной из заблудших в религии категории людей, которые «откладывали» суждение о состоянии человека в этом мире, ставили деяния после иймана (веры). Они сулили людям надежду на то, что Аллах простит, сколько бы у мусульманина не было грехов. То есть они утверждали: «Отложим суждения о согрешивших мусульманах до Судного дня, Аллах поступит с ними так, как Сам посчитает нужным».

[5]Хаваридж (), также хавариджиты – досл. «противники», от арабс. слова хурудж – «против»; так называемые «поборники чистоты» Ислама, приверженцы чрезмерно строгого исполнения предписаний Ислама, а по сути группа необразованных людей, притязавших на достижение вершины религиозности и выступивших против руководителя и общины мусульман; своими требования хавариджиты исказили предписания и нанесли большой вред Исламу. Их также называют харуритами, от названия селения Харуро вблизи города Куфа, где и появились хавариджиты.

[6]Мубах () – действия, выбор совершения или не совершения которых по шариату предоставлен самому человеку. Все действия, имеющие отношение к биологическим потребностям человека (например, питание, питье, сон и т. п.). Все, что не превышает определенных шариатом границ в этих вопросах, считается мубах. Совершающий и не совершающий эти действия одинаково не является грешником и не получает воздаяния (саваб).

[7]Худжра – комната, помещение, келья.

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
К вопросу омовения женщин, использующих искусственные накладные волосыХукмы о женщинахВопрос Каким образом наносят масх на голову женщины, которые имеют читать полностью

1677 09:30 / 16.09.2019
..Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам ndash последний Пророк и господин Пророков и Посланников являлся лучшим мужем, о чем сам он сказал так .Лучшим из вас читать полностью

1803 17:07 / 01.12.2018
Передается от Абу Барзы радияллаху анху.В намазе фаджр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал кираат от шестидесяти до ста аятов,.Передали оба читать полностью

1853 09:30 / 09.01.2020
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 6 62 О читать полностью

2889 09:05 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Существует онлайнигра, в которой ставки делаются реальными деньгами, и при выигрыше человек получает вложенные деньги и проценты от них. Я читать полностью