1442 йил 14 джума́да аль-ахира | 2021 йил 28 январь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Исторические примеры лидерства мусульманских женщин

18:16 / 05.12.2020 858 Режим чтения + -

Бисмиллахир Рахманир Рахим    

Лидерство женщины в обществе не является нечто новым событием. История знает многих  женщин-правительниц. Но только религия Ислам смогла показать истинное место женщины в обществе, и возвысила ценность женщины до высочайшего уровня.  Определяя место женщины в семье и обществе, наша религия всецело учла ее изящное сотворение, присущие ей такие ее свойства, как нежность и тонкость тела, ее чувственность и эмоциональность. Когда учитываются и соблюдаются эти божественные критерии, в семье и обществе можно получать огромную пользу от способностей и природных талантов женщины. Когда же эти критерии игнорируются, то это неизбежно приведет к плачевному исходу, свидетелем чего мы являемся сегодня.   

Давайте рассмотрим некоторые примеры из истории, когда были соблюдены те самые божественные критерии.

 

Аиша бинт Абу Бакр радияллаху анха

Мать правоверных Аиша радияллаху анха, которая являлась супругой Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в сфере шариатских наук являлась одной из самых великих лидирующих ученых. По числу переданных хадисов она находится в числе предводителей. Также она была весьма искусной в деле толкования Куръана. К тому же Аиша радияллаху анха издавала фатвы. Такие великие люди, как сподвижники Пророка алайхиссалам, когда не могли найти решение  по некоторым вопросам, приходили к ней, прося фатву по конкретному вопросу.

Аиша радияллаху анха, потерявшая Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в свои восемнадцать лет, после него прожила еще почти полвека. Она прожила эту часть своей благословенной жизни будучи в центре внимания исламского мира, в качестве матери верующих. Аиша радияллаху анха на постоянной основе оставалась своего рода средоточием таких достоинств, как знания, фатвы, богобоязненность, зухд, воспитание, адабы, поэзия и другие.  

Мать верующих Аиша радияллаху анха передала от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам 2210 (две тысячи двести десять) хадисов и на этом поприще она уступает лишь Абу Хурайре радияллаху анху, что свидетельствует о том, что она была подлинным лидером в области знаний.

Умму Салама радияллаху анха

Она была одной из пречистых жен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, матерью исламской уммы. Расскажу вам о событии, когда по мудрому совету Умму Саламы радияллаху анха целая умма была сохранена от гибели. Сама эта история является свидетельством того, что она была предводительницей.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, вознамерившись на совершение умры, в сопровождении многочисленных сподвижников отправился в Священную Мекку. Однако курайшиты воспрепятствовали им и не позволили совершить умру. Сложилась ситуация, которая чуть ли не привела к вооруженному столкновению. В итоге было заключено мирное соглашение. Определенное число сподвижников, которые горели желанием войти в уже почти досягаемую Мекку и совершить долгожданную умру, были против мирного соглашения.

Когда текст мирного соглашения был составлен и подписан, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал своим сподвижникам:

— Теперь вставайте и принесите в жертву своих жертвенных животных и остригите свои волосы.

Однако никто даже не сдвинулся с места. Пророк алайхиссолату вассалам трижды повторил это повеление. Никто даже не шевельнулся.

И тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам рассердившись, вошел в свой шатер, к Умму Саламе радияллаху анха, и сказал:

— Этот народ погибнет, так же, как погибли те, которые жили до них, не повинуясь своим пророкам.  

Он алайхиссалам рассказал ей о том, что люди упрямо ослушаются его, что они пребывают в заблуждении. Умму Салам встретила его при входе приветливо, обращалась с ним вежливо. Слушала его слова спокойно и любезно сказала:

— О Посланник Аллаха, Вы сами знаете, Ваши сахабийи чрезвычайно любят Священную Мекку, они долго не могли посещать ее. Теперь же они все были уверены, что посетят любимый город. Возвращаться назад, не совершив таваф Каъбы, для них чрезвычайно тяжко. Если Вы хотите добиться намеченного дела, выйдите и, не говоря никому из них ни слова, зарежьте Ваше пригнанный для жертвоприношения верблюд. Затем позовите Вашего цирюльника, пусть он острижет Вас. И все тогда встанет на свои места.  

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам зарезал своего жертвенного верблюда. Затем он позвал своего цирюльника, тот остриг его.

Увидев это, почтенные сподвижники один за другим начали вставать, приносить в жертву свои жертвенные животные и остригать волосы друг другу. Таким образом, по мудрому совету Умму Саламы радияллаху анха целая умма была сохранена от гибели. Ясно, что в то время никто другой не смог бы сделать то, что сделала Умму Саламы радияллаху анха. Это достоинство всегда было с ней и до сих пор оно вызывает восхищение всех.  

Асмā радияллаху анха

Сестра матери верующих Аиши — Асмā бинт Абу Бакр радияллаху анха была обладательницей благодатных знаний. Она была одной из отважных женщин-лидеров. Ради религии она не пожалела даже родного сына, который был дорог ей больше своей жизни. Только один ривайат о том, как она побудила в сыне храбрость вступить в сражение, стал легендой на устах, занял достойное место на страницах книг по истории.

Позвольте рассказать эту историю.   

Абдуллах ибн Зубайр был сыном Асмā радияллаху анха. В то время залим по имени Хаджжадж ибн Юсуф Сакафи подверг осаде Масджидул Хаарам и ожесточенно сражался против Абдуллаха ибн Зубайра. Осада началась в ночь начала Зулхиджжи семьдесят второго года хиджры.

В разгар битвы насмерть Абдуллах ибн Зубайр  вместе со своим младшим братом Урвой ибн Зубайром вошел к своей матери. В то время Асмā бинт Абу Бакр радияллаху анха была больной и слегла.

Абдуллах ибн Зубайр сказал:

— Я стою лицом к лицу перед смертью. Идет сражение. Враг одолевает меня. Похоже, нет надежды, что останусь живым.  

Асмā радияллаху анха сказала ему следующие слова:

— Хочешь ли ты этим сказать, пусть же моя мать умрет раньше меня? Ты хочешь моей смерти? И поэтому ты говоришь мне эти слова? Нет, не делай так! Клянусь Аллахом, я не хочу умереть до того, пока ты не одержишь победу, или пока ты не будешь убит!  Либо победи врага в битве, чтобы я обрадовалась, либо пусть убьют тебя, а я перенесу твою смерть и получу за это награду. Других слов нет. Не соглашайся, если тебе предложат какой-нибудь план и поставят условия. Не принимай их условия и предложения, боясь смерти. Твердо стой на своем!    

После этих слов Абдуллах ибн Зубайр радияллаху анху вышел оттуда. Согласно другим ривайатам, он продолжил сражаться. Все его люди были убиты и он остался один. И даже тогда он сражался.

Когда сражение ненадолго прекратилось, он вновь вошел к матери и сказал:

— Все мои люди погибли, я остался один.

Асмā радияллаху анха сказала:

— Выйди и сражайся.

Когда ее сын сказал:

— Я буду сражаться, но боюсь, что после того, как погибну, они сдерут с меня мою кожу, — Асмā радияллаху анха тут же сказала:

— Какая разница мертвой овце, сдерут с нее шкуру или нет? Выйди и сражайся!

После этого Абдуллах ибн Зубайр вышел и один стал сражаться против большого войска и там же был убит.

По двум ривайатам об Умму Саламе и Асмā радияллаху анхума, что мы рассмотрели выше, видно, как подобные им женщины во многих сложных обстоятельствах находили красивые решения своей мудростью, проницательностью, масштабным мышлением, и исправляли опасную ситуацию. Они побуждали мужчин быть непоколебимыми, окрыляли их отвагой совершать великие поступки. Только эти два примера показывают, насколько важное место могут занимать женщины в обществе.  

 

Руфайда бинт Саъд Асламийя

Руфайда была первой женщиной, которая в мире Ислама практиковала врачевание и была сестрой милосердия. Она отправлялась вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в военные походы, чтобы ухаживать за раненными и больными. Именно эта женщина открыла первую школу медсестер для девушек. Самое интересное, эта сподвижница после походов и сражений являлась специалистом в сфере психологии и социологии по решению проблем психологического характера.  

Умму Атийя Нусайба бинт Харис Ансорийя

Эта женщина была из тех сподвижниц, которые отправлялись вместе с  Пророком саллаллаху алайхи васаллам в военные походы. Она участвовала в семи газатах. Во время битвы при Ухуде,  Умму Атийя защищала Пророка саллаллаху алайхи васаллам и даже была ранена. Также в сражениях она ухаживала за ранеными и больными. В конечном итоге Нусайба стала великой наставницей по фикху вопросов о джаназе.  

Зубайда бинт Абу Джаъфар

Эта женщина была женой халифы Харуна Рашида. Она была признана в Багдаде самой сильной женщиной. Она также была известна тем, что любила литературу, поэзию и множество наук. А еще Зубайда построила в Багдаде несколько зданий. Она составила проект строительства водного сооружения между Багдадом и Священной Меккой.  Этот проект не был завершен. Но в Мекке до сегодняшнего дня существует источник воды, который носит ее имя.   

 

Шифа бинт Абдуллах Адавийя

Эта женщина прославилась своей мудростью и любовью к знаниям. Она обучала мусульманских женщин грамоте. Как рассказывают, Умар радияллаху анху возложил на Шифа обязанности контролера за рынками и мухтасиба. Она также разрешала коммерческие конфликты и споры, возникающие между торговцами.

Розия Султан

Эта женщина, которая по происхождению была турчанкой, несколько лет была главой  государства в Дели. Когда в четырнадцатом веке великий историк Ибн Батута прибыл в этот регион, где правила Розия Султан, уже прошло сто лет со времени ее смерти.  Упомянутый историк в своих книгах описал, как Розия прилагала усилия ради возрождения своей страны, ради установления справедливости, как она проявляла отвагу в управлении армией.

Пользуясь случаем, в этом месте я хотела бы отметить одну истину. 

Ученые джарха и таъдила утверждают, что среди равийев хадисов те, которые распространяют ложные и вымышленные хадисы, являются только мужчины. Среди равийев женщин никто не был лжецом! Это изумительно!  

Как описывается в исторических источниках, когда правитель умавийев Хишам ибн Абдуррахман занял трон, он еще не был женат. Он поставил обязательное условие, что будущая невеста должна знать наизусть Священный Куръан. Тогда только из местечка под названием Галин нашлись 720 (семьсот двадцать) девушек, которые были хафизами Куръана. После этого правитель был вынужден поставить второе условие: будущая невеста должна знать наизусть и «Муватта» имама Малика. И даже тогда число кандидатов в невесты не уменьшилось: выяснилось, что только из Куртубы наизусть знали и Куръан и «Муватта» 500 пятьсот девушек… И эти события не сказки!!    

Если бы мы собрались изучить славное жизнеописание наших мусульманских женщин, и изложить это на бумаге, то нам пришлось бы написать столько книг, которых едва ли могли понести сорок верблюдов!  

Для того чтобы наши сегодняшние женщины могли получать назидание, нам непременно нужно представлять примеры из нашей истории Ислама.

Было бы уместно упомянуть вкратце об одной из наших мусульманских матерей, Фатиме Самаркандия, прославленной на весь мир своими знаниями, адабами, богобоязненностью и поклонениями. Она родилась и выросла в нашей стране.   

Фатима Самаркандия

Фатима, дочь автора известной ханафитской книги по фикху «Тухфатул Фукахо» Мухаммада ибн Ахмада Самарканди, была одной из видных ученых своего времени. Она знала наизусть вышеупомянутое произведение отца. Вести о Фатиме разошлись по всему миру и к ней стали присылать сватов от имени великих личностей из арабских стран, от мусульманских правителей земель Византии. Поскольку в знаниях не было ей равных, чрезвычайно авторитетные сваты возвращались, получив отказы. Описывая Фатиму Самаркандию, Абдулхай Лакнави в своей книге «Ал-Фаваидул Бахиййа» писал: «Фатима была выдающимся ученым факихом. Она научилась фикху у своего отца, знала наизусть его “Тухфу”!».

Вместе с тем Фатима была оджной из ведущих каллиграфов своего времени. Ее письмо отличалось от письма других, каллиграфы узнавали ее почерк, давали высокую оценку ее мастерству. В те времена, когда к Алауддину Самарканди поступали различные вопросы, он спрашивал и отдельно фатву Фатимы по ним и хотел, чтобы под фатвой рядом со своей печатью стояла и печать Фатимы! В Самарканде ни одна фатва не издавалась без печатей этих отца и дочери!    

У Фатимы обучалось великое множество людей. Об этом историк, известный под именем Ибн Адим Халаби, пишет следующее: «Фатима Самарканди взгляды мазхабов поясняла удивительным способом. Иногда, когда ее муж (Касани) колебался в каком-либо фатва, она указывала ему верную фатву и приводила аргументы своим словам, а Касани принимал эту фатву».

Правитель Халаба Нуриддин Занги знал значимость Фатимы, оказывал ей достойный почет, по некоторым вопросам просил у нее фатву, также получал от нее советы и рекомендации по внутренним вопросам страны. Он посылал ей дары за ее научные заслуги. Он пользовался ее проницательностью, сообразительностью.

Вот такими были наши матеря-мусульманки, оставившие свой след истории Ислама своими стыдливостью, знаниями, богобоязненностью и другими многими достоинствами! Наши сегодняшние мусульманки в части нравственности должны брать пример именно с таких лидеров.  

Еще одна из таких великих ученых женщин из мусульманок является Карима Марвазия.

Карима Марвазия

Уммул Киром Карима бинт Ахмад ибн Мухаммад Марвазия была ученой в области фикха, являлась ученой, знатоком в области хадисоведения. Она прожила сто лет и умерла девственницей.

Она занимала значимое место в деле служения религии Ислам и шариатским наукам. Поэтому ученые-историки прозвали эту выдающуюся ученую «Уммул Киром».   

Карима жила по соседству с Масджидул Хаарам в Мекке и в целях обретения знаний вместе с отцом побывала во многих странах. Всю свою жизнь она провела изучая знания и обучая им других, выучивая наизусть сведения и передавая их. В те времена многие из ее учеников стали крупными учеными-факихами.

Ее современники описывали ее как чрезвычайно проницательную, чутким знатоком науки о хадисах и обладательницей всех положительных достоинств.

Высочайшие санады сборника Сахихул Бухари восходят к Кариме. Потому что Карима была известна тем, что передавала Сахихул Бухари и зачитывала его наизусть другим. В итоге имя Каримы стало связываться с Сахихул Бухари. Кто бы из ученых не писал биографию Каримы, он непременно упоминал о связи Каримы с Сахихул Бухари.  

Об этой ученой женщине имам Захаби пишет так: «Карима была шейхой, ученой, обладательницей достоинств, представительницей достоверного санада. Уммул Киром Карима бинт Ахмад ибн Мухаммад Марвазиябыла соседкой Харама Аллаха… Она много раз передавала Сахих… Никогда не была замужем и умерла будучи девственницей».

Карима обучалась наукам фикха у крупных факихов и ученых. Например, она училась у Захира ибн Ахмада Сарахси, Абдуллаха ибн Юсуфа Асбахани и других.

Теперь мы упомянем еще одну личность, которая в недавнем прошлом возложила на свои хрупкие плечи тяжесть управления государством, за всю свою деятельность осуществила грандиозные дела ради мусульманской уммы, и за это время преодолевала множество трудностей.  

Беназир Буто (или Бхутто)

Эта женщина являлась премьер министром Пакистанской Исламской Республики в период с 1988-1990 (тысяча девятьсот восемьдесят восьмого по тысяча девятьсот девяностый), а также  с 1993-1996 (тысяча девятьсот девяносто третий по тысяча девятьсот девяносто шестой) годы. Это открыло новую эпохальную страницу в истории.

Да, некоторые могут сказать, не все могут править страной, быть предводительницей в области наук.

Но история знает много женщин, которые своей твердой верой в Аллаха, своими стараниями и рвением, терпением и отвагой добивались таких результатов и на своем рядовом уровне. Их дела в итоге принесли величайший успех и дали плоды для многих верующих исламской уммы.

Даже рядовые женщины могут стать предводителями, основоположниками такого доброго начала, наградам от которого не будет конца. Да, это возможно.

Я расскажу о нашей эпохе, о недалеком прошлом, о двух женщинах, обе они проживают в Турции.

Первую из них зовут Хафиза Ходжа Яшар

Она в совершенстве знает наизусть Священный Куръан. Когда она учила Куръан, это дело находилось под запретом. Во время действия того же запрета она тайно учила Куръану трех женщин, спрятавшись и заперев изнутри ворота в конюшне. Когда она обучала их, она заключила с ними соглашение: «Когда вы выучите наизусть Куръан, каждая из вас откроет по медресе, в которой будут обучать Куръану».  

Всевышний Аллах удостоил их открыть такие медресе. В настоящее время в них обучаются тысячи женщин и девушек. Посетившие эти медресе великие ученые с мировым именем сказали: «Субханаллах! Всевышний Аллах дарует Своим искренним рабам то, что они просят!».

 

Вторую нашу героиню зовут

Фахрия ханум

Она была девочкой-сиротой, живущей в деревне. Сама Фахрия ханум рассказывает так: «Я решила переехать в Стамбул. Когда приехала туда, я никого там не знала. Все свои вещи я положила в сумку и весь день бродила. Затем, дойдя до одного медресе, я немного присела и  отдохнула. Вижу, с утра в медресе идут студенты. Увидев, что они приходят ради получения знаний, я заплакала. Тогда мне было 13 (тринадцать) лет. И внезапно на меня навалились мысли: “Почему же я такая сирота? Почему у меня нет имущества, нет возможностей?”. Два-три дня я прожила прямо здесь, рядом с медресе. Затем я вспомнила, что у меня в сумке есть немного сладостей. Я продала их детям, находящимся там. За выручку я вновь принесла сладостей и снова продала. Так, я начала свой бизнес. Это продолжалось долгое время. По ночам я боялась из-за того, что оставалась одна. Я взмолилась Аллаху со словами: “Йаа Роббии! Если Ты спасешь меня из этого состояния, если мои дела пойдут в гору, в будущем я открою такую же медресе, где обучают Куръану”...

Аллах принял ее молитвы. Постепенно она приобрела магазин и торговала в магазине. Затем количество ее магазинов увеличилось и в итоге она стала одной из богатых людей Стамбула. На свои деньги она построила девятиэтажное медресе. Все это сделала одна женщина из Турции. Каждая из нас может просить Всевышнего Аллаха и нацелиться на великое дело.

Фахрия ханум по вечерам выходит на прогулку. Когда она встречает на улице бездомных девочек, приводит их в медресе, обустраивает их, одевает и кормит, обучает. Там же у нее есть и свой угол для выучивания наизусть Куръан.  
    

Подводя итоги, скажу, что мусульманки наших дней должны хорошо знать свою значимость в семье и в обществе, и поступать согласно этому. Мы не должны обольщаться и поддаваться западному лозунгу о том, что нужно уравнять права женщин с правами  мужчин, и взваливать на себя обязанности мужчин, от которых нас освободил наш шариат. Напротив, мы должны действовать в соответствии с нашим женским сотворением, которым нас одарил Всевышний Аллах.  

Давайте вознесем молитву: пусть Всевышний Аллах вознаградит всех наших предводительниц, ученых женщин, наших обладательниц достоинств, которые покинули этот мир, райскими садами Фирдавс! Пусть Он удостоит и наших потомков стать такими же выдающимися учеными!

Шейха Одинахон Мухаммад Садык

(Из научного доклада на Восьмом Всероссийском съезде женских мусульманских организаций по тематике «Развитие и поддержка лидерского потенциала: ответственность, успешность, эффективность»)

Автор
islom.uz
Статьи по теме
.   ГРЕХ ПЕРЕСЕКАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВО ПЕРЕД СОВЕРШАЮЩИМ НАМАЗ И НЕДОПУЩЕНИЕ ЭТОГО     430 t r . . .   Передается от Абу Джухайма радияллаху читать полностью

1048 06:07 / 15.01.2019
Этот намаз не является обязательным сунной муаккяда, но может совершаться в качестве дополнительного нафиля к намазамфардам.Истихара ndash это испрашивание у читать полностью

1217 15:01 / 28.07.2019
.Вопрос Ассаламу алайкум Я  с детства систематически занимаюсь теннисом. Занимаюсь ежедневно. Будет ли неправильным, если я не стану соблюдать пост Рамадана Если читать полностью

2582 10:55 / 05.01.2017
94. Умар бин альАхвас сказал, что он был вместе с посланником Аллаха на прощальном хадже, где пророк восхвалял и восславлял Аллаха и обратился к людям с проповедью. читать полностью

690 10:00 / 05.08.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью