Вопрос: Ассаламу алайкум! Является ли сахихом хадис, в котором говорится, что, когда наступит Судный день и наш любимый Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам будет собирать свою умму в одном месте, Муса алайхиссалам будет держаться за один край великого Арша?
Ответ: Ва алайкум ассалам! Сахих. В действительности хадис отличается от того, что вы сказали. Он передан в нижеследующем виде:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: اسْتَبَّ رَجُلَانِ رَجُلٌ مِنَ الْمُسْلِمِينَ وَرَجُلٌ مِنَ الْيَهُودِ، قَالَ الْمُسْلِمُ: وَالَّذِي اصْطَفَى مُحَمَّدًا عَلَى الْعَالَمِينَ، فَقَالَ الْيَهُودِيُّ: وَالَّذِي اصْطَفَى مُوسَى عَلَى الْعَالَمِينَ. فَرَفَعَ الْمُسْلِمُ يَدَهُ عِنْدَ ذَلِكَ فَلَطَمَ وَجْهَ الْيَهُودِيِّ، فَذَهَبَ الْيَهُودِيُّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَخْبَرَهُ بِمَا كَانَ مِنْ أَمْرِهِ وَأَمْرِ الْمُسْلِمِ، فَدَعَا النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمُسْلِمَ فَسَأَلَهُ عَنْ ذَلِكَ، فَأَخْبَرَهُ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا تُخَيِّرُونِي عَلَى مُوسَى، فَإِنَّ النَّاسَ يَصْعَقُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَأَصْعَقُ مَعَهُمْ، فَأَكُونُ أَوَّلَ مَنْ يُفِيقُ، فَإِذَا مُوسَى بَاطِشٌ جَانِبَ الْعَرْشِ، فَلَا أَدْرِي أَكَانَ فِيمَنْ صَعِقَ فَأَفَاقَ قَبْلِي، أَوْ كَانَ مِمَّنِ اسْتَثْنَى اللهُ
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Два человека, один из которых был мусульманином, другой — иудеем, начали сквернословить друг другу. Мусульманин сказал:
— Клянусь Тем, Кто избрал Мухаммада среди миров!
Иудей же сказал:
— Клянусь Тем, Кто избрал Мусу среди миров!
В этот момент мусульманин поднял руку и ударил иудея по лицу. Иудей пошел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и рассказал ему, что произошло между ним и мусульманином. Пророк саллаллаху алайхи васаллам позвал мусульманина и спросил его об этом, и он сказал (то же самое). Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Не говорите, что я лучше Мусы. Ибо, в Судный день люди падут замертво, и я упаду замертво вместе с ними. Тогда я буду первым, кто придет в себя. Я увижу, что Муса крепко держится за один край Арша. Я не знаю, был ли он одним из тех, кто потерял сознание и пришел в себя до меня, или же был одним из тех, кого Аллах сделал исключением».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал это из почтительности и скромности, чтобы объяснить, что все пророки равны в вере, искренности, почитании, и чтобы не дать превратить себя в предмет спора и гордости. В действительности совершенно очевидно, что Мухаммад алайхиссалам не только превосходит всех пророков, но и является предводителем всего человечества, величайшим из всех существ. Об этом свидетельствуют все рациональные обоснования и неопровержимые доводы. В Священном Куръане также сказано, что одни пророки имеют преимущества и превосходства над другими (Сура Бакара, аят 253). Некоторые улемы утверждают, что признание и знание того, что Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам лучший из пророков, относится к вере. Наставление не ставить его выше других пророков считается относящимся к практическим вопросам и взаимоотношениям.
Здесь указывается на смысл 68-го аята суры Зумар. В нем Всевышний Аллах говорит следующее: «И вострублено в Сур (Трубу) и сражены громом те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелал [оставить] Аллах!». В этом аяте сказано, что бесчувственное состояние после того, как протрубят в Трубу (Сур), не подействует на тех, на кого пожелает Аллах. Многие муфассиры отметили, что здесь подразумеваются четыре великих ангела или ангелы, поддерживающие Арш. В хадисе подразумевается это исключение. (Из книги «Золотая сокровищница хадисов» «Сахих Бухари»). Валлаху аълам!
Коллегия «Спросите людей зикра»