Вопрос: Ассаламу алайкум! Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует кланяться ей, объясняя такое требование тем, что это является корейской культурой. Однако сама она узбечка, мусульманка. Утверждает, что у нее есть фатва, дозволяющая совершение поклона. Тем временем сами учителя из Кореи не требуют поклона, говорят, что это осталось далеко в прошлом. Прошу вас объяснить как мне надлежит поступать в данной ситуации?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим.
Нет фатвы, дозволяющей совершать поклон человеку, возвеличивая его. Не поступайте так.
Совершающий земной поклон с намерением выказать почтение хоть и не становится кафиром(неверным), но совершает харамное и становится фасиком (нечестивцем). Ни в какой умме и ни в каком шариате не дозволено кланяться с намерением поклонения кому-либо или чему-либо помимо Всевышнего Аллаха. Ибо такой поступок расценивается как ширк, приобщение сотоварищей Аллаху, от этого отвращали все пророки и посланники. Поклон как проявление уважения и почтения было дозволено совершать в шариате первых пророков и посланников. До того, как был создан Адам алайхиссалам, Всевышний Аллах повелевал ангелам совершить ему земной поклон. В Священном Куръане так же упоминаетсяо земном поклоне, отвешенном Юсуфу алайхиссалам его отцом и братьями.
Вся умма единогласно заключила, что такой земной поклон имел место в прежнем шариате, в Исламе это деяние было аннулировано, стало мансухом. Было принято хукм-положение, в котором сказано: «Безусловно не дозволено совершать земной поклон ни перед кем, кроме Всевышнего Аллаха». В исламском шариате разрешаетсяздороваться руками и отвращается от совершенияперед другими элементов поклонения Всевышнему Аллаху, такие как рукуъ, саджда (земной поклон) и стояние в намазе, сложив руки.
فصل [حكمالانحناءعندالتحية] وأماالانحناء: عندالتحيةفينهىعنه؛ كمافيالترمذي «عنالنبيصلىاللهعليهوسلم، أنهمسألوه: عنالرجليلقىأخاه [أ] ينحنيله؟ قال: لا (2)»( مجلةالبحوثالإسلامية)
В главе о хукм-положении касательно совершения поклона во время приветствия сказано:
«Нас отвратили от совершения поклона во время приветствия. Сподвижники спросили Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
— Позволительно ли человеку кланяться своему другу при встрече (чтобы поздороваться с ним)?
Тогда он алайхиссалам ответил:
—Нет». («Маджаллатулбухусилисламийа»)
Из вышесказанного можно прийти к заключению, что поклон одногочеловека другому, выказанный из уважения, не должен быть похож на поклонение человека Аллаху.