Ученые Ислама писали книги, в которых разъясняли людям об этих грехах и остерегали от их совершения. Одной из таких книг является прекрасная книга имама, шейха Шамсуддина аз-Захаби рахматуллахи алайхи(673—741 гг. х.) –«Китабул Кабаир» (в переводе с арабского «Большие грехи»). Представляем перевод первой главы этой книги с небольшими пояснениями, комментариями и сокращениями:
Первый (большой) грех: Самым большим грехом является ширк (многобожие), и он бывает двух видов.
Первый вид – это придание сотоварища Аллаху и поклонение чему-либо наряду с Аллахом, будь то камень, человек, солнце, луна, пророк, шейх, джинн, звезда, ангел или ещё что-нибудь.
Под поклонением имеется в виду придание каких-либо божественных атрибутов, таких как творение, всезнание, вечность и так далее, кому-либо помимо Аллаха.
Это большой ширк, о котором Всевышний упомянул в Куръане: «Воистину, Аллах не прощает придания Ему сотоварищей, но прощает то, что кроме этого, кому пожелает. А тот, кто придает Аллаху сотоварищей — действительно измыслил великий грех!» (сура «Ниса», аят 48).
Также Всевышний говорит: «Поистине, ширк(многобожие) — действительно великий зулм (несправедливость)!» (сура «Лукман», аят 13).
Также Всевышний сказал: «Поистине, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах действительно сделает Рай харамом! И его пристанище — Огонь!» (сура «Маида», аят 72). Аятов об этом много.
Человек, который придавал Аллаху сотоварища и умер многобожником, безусловно, станет обитателем адского огня, подобно тому, как человек, уверовавший в Аллаха и умерший мусульманином, станет обитателем Рая, если даже будет [предварительно] подвергнут наказанию [за свои грехи].
Абу Бакр передает, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, обращаясь к сподвижникам, трижды сказал: «Поведать ли Вам о самых больших грехах?». Сподвижники ответили: «Конечно». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам продолжил: «Это придание сотоварища Аллаху и ослушание родителей». Посланник Аллаха лежал, опираясь на руку, а после этого сел и сказал: «И лживое слово и лживое свидетельство».И он повторял это так долго, что мы подумали: «Хоть бы он замолчал» (Бухари 2766; Муслим 89).
Второй вид многобожия – это деяния напоказ, как об этом говорит Всевышний Аллах: «Кто же надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого!» (сура «Кахф», аят 110). То есть [пусть человек] не совершает деяния напоказ.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Остерегайтесь малого ширка». Его спросили: «Что является малым ширком?», и он ответил: «Фальшь, деяния напоказ (рийа)» (Имам Ахмад).
В известном хадисе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорится, что деяния зависят от намерений (Бухари, Муслим). То есть получим ли мы награду за свои деяния, зависят от того, с каким намерением мы это делаем. Человек может отдать огромную сумму денег в качестве милостыни, надеясь, что люди будут называть его щедрым, но он не получит за это никакой награды от Всевышнего. Другой может отдать сумму в сотни раз меньше первого ради довольства Аллаха и, соответственно, получит за это награду от Аллаха.
Также в хадисе говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Кто совершит деяние ради Меня и посвятит его (это деяние) кому—то ещё, то это деяние будет для него, Я чист от этого»(Муслим, 4, есть схожий хадис 2985).
В другом хадисе говорится: «Аллах опорочит того, кто будет рассказывать (людям о своих благих делах), и выставит напоказ того, кто будет (поклоняться Ему) напоказ другим» (Бухари 6499, Муслим).
Шариат призывает к сокрытию наших благих дел, ибо Всевышний видит их, и если деяния совершаются ради него, нет нужды выставлять их напоказ. Если же человек рассказывает о них или делает их напоказ, значит, его намерения не совсем искренни, и своими деяниями он преследует другие, отличные от довольства Аллаха, цели. Такие люди не найдут награду у Аллаха, как об этом говорится в следующем хадисе:
От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Много есть постящихся, которые не получают от своего поста ничего, кроме голода и жажды. И есть много выстаивающих ночные молитвы, которые не получают ничего, кроме бодрствования» (Ахмад 373, Абу Йаъла, Байхаки). Имеется в виду, что соблюдение поста и совершение намаза не ради Аллаха не будут вознаграждены.
Сказал Фудайл ибн Ийаз: «Отказ от деяний из-за людей является лицемерием, совершение деяний ради людей является ширком, а искренность – это сохранение человека Аллахом от этих двух пороков».