Объект постоянных нападок на религию, особенно противников Ислама – вопрос о предустановлении и предведении (казаа и кадар) – о предопределенности и неизбежности судьбы. Якобы это основная причина «пассивности» мусульман, отсталости их в науках, культуре, в практической деятельности. Потому что фатальная вера в судьбу, по их скудному пониманию, обрекает человека на невежество, лень, ожидание всех благ от небес.
Так ли это? Когда у пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам спрашивали, какова же основа веры, то он отвечал, что одна из ее основ – вера в то, что и самая счастливая, и не состоявшаяся судьба человека зависит от самого Аллаха. Это означает, что все хорошее и плохое в жизни дается Аллахом по предустановлению, по угодным Ему причинам. Истинно, Аллах создал все по Своей воле и знает все по Своему знанию.
Внимательно изучив все значения слова «кадар» в Куръане, можно установить, что арабское слово «кадар» имеет два толкования, первое из которых – «предустановление», а второе – «мера», «размер».
В исламском вероучении понятие «предустановление» означает веру в то, что Всевышний Аллах в соответствии со Своим знанием и по Своей воле создал каждую вещь, предустановив ее время и место в бытии.
Однако в результате искажения смысла этих понятий учение о предустановлении смешалось с различными неверными представлениями, под влиянием различных факторов сюда были привнесены некоторые отклонения и предрассудки прошлых эпох. Они чуть ли не стали понятиями, наиболее искаженными и даже получившими противоположное значение. В действительности же это учение является достаточно ясным и четким.
Наши ученые разъясняют понятия предведение (казаа) и предустановление (кадар) следующим об-разом:
«Предведение» (казаа) – это то, что Всевышнему Аллаху известно будущее каждой вещи.
«Предустановление» (кадар) – это появление всех вещей в соответствии с изначальным знанием о них Всевышнего Аллаха.
Теперь рассмотрим аяты, где слово «кадар» означает свое второе значение. В суре «Муъминун» говорится:
«И низвели Мы с неба воду по мере и поместили ее в земле, и поистине, Мы действительно Мощны ее удалить» (аят 18).
А в суре «Раъд» также говорится:
«Аллах знает, что носит каждая самка; и сколь уменьшаются утробы и сколь прибавляются. И каждая вещь у Него по мере» (аят 8).
Как видно, все создания Аллаха подчиняются определенным закономерностям, естественный порядок гармоничен. Например, беременность, количество детей и т.д. Поскольку человек – часть сотворенного Богом мира, эти законы, правила, меры относятся и к нему.
В суре «Абаса» говорится:
«Из чего сотворил (Он) его? Из нутфы! Сотворил его и соразмерил его» (аяты 18-19).
В Куръане также говорится и о мерах времени:
«И Аллах размеряет ночь и день» («Муззаммил», 20).
В суре «Фуркан» говорится:
«...и сотворил каждую вещь и размерил ее мерой» (аят 2).
Следовательно, освещение в Куръане вопроса предведения как меры постоянно напоминает правоверным о том, что в мире имеются совершенные и постоянно действующие каноны, правила, которые вступают в силу в связи с определенными причинами, и нет здесь ничего слепого, случайного. Люди такого убеждения всегда стремятся изучать эти законы и порядки, пытаются узнать их причину.
Из
книги «Ийман – Ислам – Куръан»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
..