Ибн Уджайба сказал: «Ихлас имеет три степени — ихлас простых людей, ихлас избранных и ихлас особо избранных. Ихлас простых людей заключается в отдалении от мирских выгод и следования соблазнам этого бренного мира. Ихлас избранных — это поиск лучшего в следующей вечной жизни, а не мирских благ. Ихлас особо избранных людей — это отдаление их от какой бы то ни было выгоды, их богослужение и абсолютное подчинение Аллаху и исполнение всех Божественных предписаний из любви и страсти к лицезрению Всевышнего Аллаха, как сказал Ибн Фариз:
Я не прошу Рая ради блаженства,
Я только хочу в нем увидеть Тебя.
Наивысшей целью суфиев является достижение посредством ихласа высшей степени и поклонение Всевышнему Аллаху, преследуя лицезрение Его Лика, а не получение награды» [39, т. 1, с. 25—26].
Как сказала Рабия аль-Адавийя:
«Я поклоняюсь Тебе не из страха Твоего Ада и не из желания Твоего Рая, а лишь поклоняюсь Тебе ради Тебя».
Даже если бы не было наказания и награды, Рая и Ада, они не отказались бы от поклонения Ему и не отклонились бы от повиновения Ему, потому что они поклоняются Аллаху ради Аллаха потому что их поступки исходят из сердец, переполненных любовью к Аллаху, к Одному Ему, и жаждой приближения к Нему и Его Довольства, после вкушения Его благ и Милости.
Но это не означает, что они не желают войти в Рай и спастись от Ада, как об этом думают некоторые невежественные из врагов суфизма130. Напротив, они ненавидят Ад и боятся его, потому что это выражение гнева Всевышнего Аллаха и Его проклятия. Они любят Рай и стремятся к нему, потому что это выражение Любви Аллаха и Его Довольства и близость к Нему. Как сказала Асия, жена Фараона:
«О Господь, воздвигни мне возле Тебя замок в Раю» (66: 11).
Она попросила близости и соседства прежде, чем попросить Рай. Из вышеупомянутого мы не имеем права сделать вывод, что тот, кто стремится посредством поклонения Всевышнему Аллаху и служения Ему обрести вечное счастье и райское блаженство или же спасение от адских наказаний, есть человек отклонившийся или заблудший. Такой вывод нельзя делать ни в коем случае. И мы не должны утверждать, что он лишен обещанного Всевышним Аллахом, напротив, он — верующий, праведный и послушный, просто степень его уступает степени тех людей, чьи стремления и помыслы посвящены только Лику Аллаха.
Имам ас-Суйюти сказал: «Соблюдение запретов и выполнение велений ради Лика Аллаха, а не ради награды и спасения от наказания — это состояние того, кто поклоняется Аллаху ради Аллаха, в отличие от того, кто поклоняется Всевышнему ради награды и из-за страха наказания. Этот поклоняется Всевышнему Аллаху ради душевной выгоды, несмотря на то что он также любит Аллаха, его степень — степень абраров, а степень первого — степень мукаррабинов» [69, с. 61].
Ахмад Зарук в книге «Нормы суфизма» сказал: «Возвеличивание того, что возвеличено Всевышним, — обязательно, унижение этого может быть даже неверием, нельзя понимать слова суфиев: «Мы не поклоняемся Ему, боясь Его Ада и стремясь к Его Раю» — как отказ от поклонения или же как принижение ими значения Рая и Ада, ведь Всевышний возвеличил их; недопустимо мусульманину пренебрегать ими, и суфии, поклоняясь Всевышнему Аллаху, не преследуют цели принизить их» [26, с. 76]. (стр.118)
130. Они творят, цитируя слова Рабнии, что она таким образом отошла от боязни Аллаха и стремления к Нему, в то время как она была переполнена этими чувствами, ее стремление было к довольству Аллаха и приближению к Нему к любви Его и боязнь ее была Его гнева и отдаленности от Него.
Абдуль-Кадыр Иса
«Истина суфизма»
..