Во многих христианских письменах и документах можно найти свидетельства о гуманизме Ислама. В частности, деятель по имени Ишуяба, бывший патриархом в 647 – 657 гг. хиджры, пишет так:
«Арабы, которым Всевышний даровал возможность править миром, относились к нам известным вам образом. Конечно, они не враги христианства, а хвалят нашу общину, уважают наших монахов и святых, помогают нашим церквям и монастырям».
Томас Арнольд в своей книге «Призыв к Исламу» пишет:
«Гуманное отношение мусульман к христианам, имевшее место в первом веке хиджры и отмеченное в приведенных нами примерах, продолжалось и в следующих поколениях. Можно сказать, что христианские народы, принявшие Ислам, делали это добровольно. Христиане, по сей день проживающие среди мусульман, являются ярчайшим примером этого».
Весьма знаменательно наблюдение, сделанное по этому поводу Томасом Арнольдом. Он сказал: «Ислам одержал свои величайшие и наиболее длительные проповеднические победы в тех местах и в то время, когда его политическая власть была наислабейшей.
Утверждение, что исламские завоевания были колониальной экспансией экономического характера, является лишь ложной проекцией на Ислам того, что западный колониализм в реальности сделал в мусульманских странах в современную эпоху. Разница между этими завоеваниями очень большая. Мы приведем только один пример, опровергающий теории о колониально-экономическом характере исламских походов.
В соглашении, заключенном Халидом ибн Валидом радияллаху анху с некоторыми жителями городов, расположенных у горы Хира, была такая статья: «Если мы защитим вас, то мы получим джизйу, а если не защитим, то ее платить не следует». И на самом деле, мусульмане вернули джизйу населению взятых ими городов в Шаме (исторической Сирии), почувствовав, что не могут обеспечить должную защиту этих городов. Это было при Умаре ибн Хаттабе, когда император Каракалла собрал большую армию для войны против мусульман, и мусульманам пришлось сражаться с ромеями (византийцами). Арабский правитель написал жителям этих городов: «Мы возвраща-ем вам ваши деньги, потому что до нас дошли вести о мобилизации огромных сил противника против нас. И сейчас мы не можем выполнить заключенное с вами соглашение – защищать вас, поэтому мы возвращаем вам то, что брали у вас раньше. Мы уважаем договор, подписанный между нами, и выполним его, когда нам удастся с помощью Аллаха одержать победу над нашими врагами».
Джизйа – это налог, который платило население открытых (подвергнутых фатху) стран за то, чтобы исламское государство обеспечило им безопасность и защиту. Если кто-либо из местных жителей страны поступал на службу в мусульманскую армию, он освобождался от джизйи.
На 48-й странице своей книги автор цитируемых строк пишет:
«После того, как мы узнали о дружественных отношениях между мусульманами и арабами-христианами, можем сказать, фактора насильственного обращения в Ислам не было. Мухаммад сам заключал договора с христианскими племенами и принимал обязательство защищать их. Он давал им полную свободу вероисповедания, религиозным деятелям давал возможность использовать свои права и авторитет».
Западноевропейский историк Адам Мец в книге «Исламская цивилизация в IV веке хиджры» пишет: «Чрезвычайно удивительно – оказывается, большое количество служащих и высших чиновников в исламском государстве не являлись мусульманами, христиане занимали высокие посты в некоторых провинциях, и от мусульманского населения этих провинций поступали на них жалобы».
Здесь хотелось бы опять процитировать Адама Меца: «Исламская юриспруденция не запрещает зиммиям заниматься трудом в любой сфере, они организовывали свои кооперативы, которые зачастую приносили большие доходы, среди них были банкиры, землевладельцы и врачи. Самые крупные банкиры в Шаме (Сирии, Палестине и Ливане) были иудеи, а самые известные доктора и переводчики – христиане, причем глава христианской диаспоры в Багдаде являлся личным врачом халифа. Халиф также собирал при дворе руководителей иудейской диаспоры…».
«…Разница исламского государства средневековья от христианской Европы заключалась в том, что в нем благополучно жили представители многих других религий. В исламском государстве церкви и синагоги действовали независимо от государства, как бы вне его власти. Они полностью пользовались правами, указанными в договорах о мире. Из-за необходимости иудеи и христиане жили по соседству с мусульманами. Это привело к появлению такого явления и понятия, как гуманизм, которого в средние века не знала Европа. Иудеи и христиане были свободными в вероубеждениях».