«О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью (от Аллаха)» (Сура ар-Рахман, аят 33).
Этот аят часто используется некоторыми мусульманами как доказательство, предсказывающее космические полеты, а другими – как доказательство невозможности космических путешествий (очевидно, этот довод стал неактуальным в последние десятилетия).
Проблема, однако заключается в том, чтобы использовать к месту и не к месту аяты Куръана в попытках доказать или опровергнуть научные данные. Безусловно, в Куръане есть подтверждения научным открытиям в различных областях, например, в эмбриологии. Тем не менее в этой статье речь пойдет не о том, чтобы опровергать эти факты. Эта статья о важности следования классическим интерпретациям исламских источников.
Проблема заключается в эксплуатации смыслов Куръана в личных интересах. В данном случае, в научных интересах. Для доказательства или опровержения научного прогресса. Если бы ученые, начиная с конца XIX века, узнали о том, что Коран считает космические полеты невозможными, то они посчитали бы его вымыслом и отвернулись бы от Ислама.
Аллах Всевышний говорит: «О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью (от Аллаха)» (Сура ар-Рахман, аят 33).
Этим аятом Всевышний Аллах бросает вызов Своим творениям в День Суда, потому что он приходит в Куръане после аята «Скоро Мы займемся только вами, о два вида (обремененных) творений!» (Сура ар-Рахман, аят 31).
Ат-Табари комментирует эти два аята следующим образом: «Скоро Мы решим вашу участь, о оба рода (т.е. люди и джинны). И если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью (от Аллаха)».
Другие ученые сказали об этих аятах следующее: «Когда Аллах соберет их вместе в День Суда, Он явит им их слабость и беспомощность, подтверждая полноту Своей власти и господства, и подтвердит, что Его воля будет исполнена.
Аллах скажет им: «Если вы можете пройти за пределы неба и Земли, тогда проходите!» Это означает: «если вы можете найти выход из власти и господства Аллаха, тогда идите». Но без разрешения Аллаха они не смогут это сделать, потому что творения Аллаха на самом деле не обладают той полнотой власти, которой обладает Аллах.
В тот день у людей и джиннов не будет никакой силы причинять какую-либо пользу или вред. Они не смогут контролировать даже свои жизнь и смерть. В этом собрании никто не будет говорить без разрешения Аллаха».
Однако, к сожалению, некоторые люди пытались комментировать этот аят как будто он имеет отношение к жизни этого мира, игнорируя его контекст. Они утверждали, что в этом аяте идет речь о космических полетах. Эти люди разделились в своих взглядах на две диаметрально противоположные группы:
1. Те, которые утверждают, что человек не может совершить космический полет. Очевидно, ряды сторонников этой очки зрения за последние десятилетия поредели.
2. С другой стороны те, кто утверждал, будто бы Куръан предсказал появление и развитие космонавтики.
Любой, кто прочтет этот аят в контексте всей суры – суры ар-Рахман – поймет, что речь идет о следующей жизни. Всевышний Аллах начинает эту суру с рассказа о сотворении джиннов и людей. Затем Он говорит, что подчинил небеса и землю своим творениям.
После Он упоминает о том, что обитатели земли однажды исчезнут, а потом Он говорит: «Скоро Мы займемся только вами, о два вида (обремененных) творений!». Это Судный День. Именно в этот момент Аллах бросит вызов джиннам и людям сбежать от Суда Аллаха, но выхода в тот День не будет.
Хотя, сам по себе этот аят и обладает некой «космической» атмосферой, на деле не имеет никакого отношения ни к космическим путешествиям, ни к их невозможности. Это становится понятно только из контекста.
В изъятии слов из контекста есть большая опасность. Особенно это касается слов Аллаха. Предложение или слово могут иметь множество значений, в зависимости от контекста, в котором он используется.
Несмотря на то, что в Куръане действительно скрыты глубокие знания о жизни и Вселенной, Куръан нельзя рассматривать как энциклопедию научных фактов. Такое прикладное отношение к Куръану умаляет мудрость его Творца.
Тем не менее, недопустимо, также, использовать аяты Куръана как доказательства запретности тех или иных достижений человечества. Все, что хотел запретить Всевышний Аллах, оговорено Им и Его Посланником (саллаллаху алайхи васаллам) открытым текстом, без намеков или двойного смысла. Нам же стоит помнить, что познание мудрости Куръана невозможно в отрыве от его контекста.
..