Разногласия среди уммы, часто приводящие к следованию страстям нафса к кровопролитию, вражде и взаимной ненависти, относятся к первому виду разногласий. Одна из враждующих групп не ведает, что и вторая группа права; не относится к ней по справедливости, а воспринимает это расхождение как второй вид разногласий – как противоречащее расхождение. То есть альтернативное воспринимается за противоречащее. А это уже происходит по причине проявления зулма и излишней агрессии…».
По нашему мнению нет нужды комментировать эти строки из книги «Шарху "Акийдатит-Тахавия"», написанной 650 лет тому назад, все и так ясно. Тем не менее, полагаем, будет небесполезным сделать некоторые дополнения.
Как сказано в процитированном нами фрагменте, в расхождениях первого вида, то есть в альтернативных подходах нет ничего вредного, только бы стороны не стали проявлять зулм друг к другу. В упомянутой книге отражено вероубеждение мусульманского сообщества, придерживающегося вероучения мазхаба Ахлус сунна вал джамаа. Все известные четыре мазхаба фикха относятся к мазхабу этого же вероучения – акийды. Следовательно, нет ничего плохого в разнообразии и различиях между мазхабами фикха (по их разновидностям) при выполнении некоторых деяний. И даже напротив, это вполне естественно, когда в таких расхождениях нет ссор, взаимных обвинений и зулма. Улемы каждого мазхаба стремились найти наилучшие пути выполнения некоторых элементов поклонений, при условии позволительности таковых шариатскими доводами. Этот метод сегодня называют «плюрализм» (множественность мнений), «дружеское состязание». Почему же когда другие, используя наши методы, двигаются вперед к улучшению, мы не ценим имеющиеся у нас положительные возможности и все сводим к ссорам и конфликтам?
Таким образом, отнюдь неплохое дело, когда некоторые вопросы фикха по-разному решаются в рамках четырех известных мазхабов фикха, которые признаны единодушным мнением (иджмаъ) мусульманской уммы. А внутри одного мазхаба и вовсе не остается причин для разногласий. Раз это так, то откуда же берутся происходящие у нас разногласия? Наши разногласия происходят от того, что некоторые из нас игнорируют ханафитский мазхаб фикха. Именно таковы и притязания тех, о ком говорилось выше и кто прибыл к нам извне. Для своих действий они избрали весьма красивое название. Эти достопочтенные утверждают: «Мы следуем Куръану и Сунне». Под этим звучным девизом кроется и такой скрытый смысл: «Кто против нас, тот не следует Куръану и Сунне». Теперь коротко проанализируем это утверждение и попробуем осмыслить проблему:
Во-первых. Если мы с притязанием «следовать Куръану и Сунне» станем отрицать деяние, отнесенное ханафитским мазхабом к категории деяний сунна, к примеру, произнесение про себя слова «аминь», и начнем утверждать «"аминь" следует произносить вслух», разве тем самым мы не будем подражать мазхабу Шафиъийа?! Так как именно в этом мазхабе утверждается, что произнесение «аминь» вслух является сунной, то есть деянием категории сунна. В таком случае, получится, что мы устраиваем напрасную ссору, принимая решения по иджтихаду шафиъитов, находясь среди ханафитов?
Во-вторых. Мы можем отвергнуть это предположение и сказать: «Нам нет никакого дела до других мазхабов, свои высказывания мы брали из хадисов». И тогда противоположная сторона непременно спросит: «А откуда вы узнали, что это высказывание является хадисом?». И мы ответим: «Оно передано таким-то мухаддисом». На это наши оппоненты скажут: «В таком случае вы, оказывается, следуете тому самому мухаддису». И так спор будет продолжаться.
В-третьих. Разве не получится, что мы отрицаем несколько сахих-хадисов своими утверждениями о том, что произнесение вслух слова «аминь» в упомянутом нами примере является сунной, а его произнесение про себя, как то принято в ханафитском мазхабе, не относится к сунне? Ведь ханафитский мазхаб приводит несколько сахих-хадисов в качестве доказательств в пользу того, что произнесение «аминь» про себя относится к деяниям сунна. В случае же, если мы признаем, что обе формы произнесения относятся к сунне, то какую же цель мы преследуем, возбуждая среди ханафитов этот вопрос и становясь таким образом причиной неурядиц?
В-четвертых. Улемы ханафитского мазхаба, говоря о предпочтительности произнесения «аминь» про себя, приводят аргументы из Священного Куръана. Так почему же, претендуя на соблюдение Куръана и Сунны, мы отвергаем приведенные ханафитским мазхабом куръанические аргументы?
Такого рода вопросы могут возникать один за другим. Нам следует не спеша, глубоко обдумать их. Было бы хорошо, если бы мы, прежде чем претендовать на что-либо, взвешивали, есть ли основания для наших претензий и соответствуем ли мы заявленным нами притязаниям?
И прежде чем обвинять других в допущении каких-нибудь ошибок, нам следует тщательно изучить: что они говорят, какие аргументы они приводят в пользу своих высказываний и действий. Нам бы стоило подумать о вероятности того, что в то время, как мы кичимся, считая себя последователями Куръана и Сунны, может оказаться, что другая сторона следует им лучше и правильнее нас!
Теперь взглянем на проблему с другой стороны. Спросим себя: те вопросы, по поводу которых у мусульман возникли разногласия, на самом ли деле стоили того, чтобы за них вступали в споры?
Если мы соберем вместе и изучим положения по всем вопросам, ставшим причиной наших разногласий и нашей готовности к поножовщине, в том числе и по таким, как произнесение «аминь» про себя или вслух, поднятие рук перед рукуъ, кираат в намазе позади имама, то самое большее, они окажутся деяниями категории сунна. Но никак не деяниями фард или ваджиб. Согласно положению фикха человек, совершаюший ибадаты из категории деяний сунна, получит саваб, но не совершающий не становится грешником. И во всех упомянутых деяниях, споря о правильности выполнения которых мы выставили себя на посмешище, никто не оставлял выполнение сунны, а только выбрал один из двух допустимых путей совершения одного и того же деяния.
Приверженцы ханафитского мазхаба из поколения в поколение произносили «аминь» про себя согласно положению «Произнесение в намазе"аминь" про себя является сунной», выведенному улемами этого мазхаба на основании одного священного аята и нескольких благородных хадисов.
Некоторые из нас, обходя положения мазхабов фикха, самостоятельно совершая иджтихад и пытаясь вывести положения из Куръана и Сунны, стали утверждать, опираясь лишь на некоторые хадисы, что «произносить "аминь" вслух предпочтительнее, а те, кто не произносит вслух, ошибаются». И при большом стечении мусульман на намазах они произносили «аминь» громче, чем требовалось, тем самым нарочно вызывая раздражение у окружающих людей. Некоторые из нас посылали своих учеников в разные мечети и пытались усугублять противоречие. В результате началось противоборство. Причинение взаимных обид, распря, ссоры, конфликты и другие неурядицы достигли своего апогея. Ну и к чему же мы пришли вследствие того, что заполонили весь мир шумом и гамом, так и не сумев сдвинуть с места и поколебать одно деяние сунны или мустахаба?
А пришли мы к разногласиям, скандалам, взаимным оскорблениям и прочим горестям.
Согласно положению исламского шариата подобные разногласия являются харамом. С положением мы ознакомились и выше, в процитированном фрагменте из книги «Шарху "Акийдатит-Тахавия"». Если признание харама халалом является выводящим из мусульманства куфром (неверием), то следовать тому (хараму), зная, что это харамно, есть великий грех. По этому поводу никто не разногласил. Потому что в аятах Священного Куръана и благородных хадисах Пророка саллаллаху алайхи васаллам вновь и вновь подчеркивается, что чинить разногласия среди мусульман является куфром, совершение этого харамного дела является великим грехом. Думаем, правоверному мусульманину, имеющему хотя бы самую малую склонность следовать Куръану и Сунне, будет достаточно узнать хотя бы о некоторых из этих повелений, чтобы на протяжении всей оставшейся жизни не приближаться к подобным разногласиям.
Из книги «Разногласия, причины и решения»