Некоторые из тех ученых мужей, кто писал об истории человеческой цивилизации, определяют цивилизацию как "социальная система, которая помогает человеку увеличить его культурную продукцию".
Цивилизация состоит из четырех основных элементов: экономические ресурсы, политические системы, нравственные традиции, наука и искусство. Развитие и прогресс цивилизации требуют наличие многих факторов, таких как географические и экономические факторы, а также психологические факторы, такие как религия, язык и образование. Крах цивилизации связан с факторами, противоположными тем, которые ведут к ее рассвету и развитию. К наиболее важным из этих разрушительных факторов относятся моральный и интеллектуальный упадок, беззаконие и разрушение социальных систем, распространение угнетения и нищеты, разгул пессимизма и апатии, отсутствие компетентных и искренних лидеров.
История цивилизации началась с появлением человека. Эта длинная череда, которая непрерывно тянется от одной цивилизованной нации к тем, кто придет после нее. Цивилизация не является уникальным для одной отдельно взятой страны или расы, скорее она связана с факторами, которые мы уже упоминали выше. Вряд ли найдется нация, не внесшая свою лепту в историю цивилизации. Но есть особенности, которые отличают одну цивилизацию от другой. Например, прочность фундамента, на котором построена та или иная цивилизация, ее способность оказывать огромное влияние, а также благо, которым человечество пользовалось в результате возникновения данной цивилизации. Чем больше универсальность послания цивилизации, тем гуманнее она будет в своем побуждении, нравственней в своем направлении и реалистичней в своих принципах, продолжительней в своем влиянии на историю, долговечнее, а также заслуживающей больше уважения и чести.
Наша цивилизация является звеном в цепи человеческих цивилизаций, некоторые цивилизации существовали до нее, другие придут после нее. Были факторы, которые способствовали развитию нашей цивилизации и есть причины ее упадка, но обсуждать эту тему мы сейчас не будем. Скорее, прежде чем мы рассмотрим чудеса этой цивилизации, мы должны обсудить серьезную роль, которую она сыграла в истории человеческого прогресса, и ее вклад в области акийды (вероубеждения), науки, этики, правления, искусства и литературы, а также то, каким образом она оказала большое влияние на человечество.
Внимание тех, кто изучает нашу цивилизацию, главным образом привлекает то обстоятельство, что она отличается от других цивилизаций следующими особенностями:
1. Она основана на фундаменте веры в абсолютную единственность Божества (вахданият). Это была первая цивилизация, которая провозгласила благовестие о Едином Божестве, у Которого нет ни помощников, ни сотоварищей во владычестве и управлении делами творений, Он Единственный, Кому поклоняются все и Он Единственный, Которого просят.
Священный Куръан гласит:
«Лишь Тебе поклоняемся и лишь к Тебе взываем о помощи», (сура «Фатиха», аят 5)
Он Тот, Кто возвеличивает и уничижает, Кто дарует и лишает и властен Он над каждой вещью в небесах и на земле.
Это возвышенное понимание концепции единственности имеет большое влияние на повышение достоинства человечества и освобождение масс от произвола королей, дворян и сильных мира сего, на реформирование отношений между правителями и подданными, на направление людей к Аллаху, Который является Творцом Вселенной и Господом миров. Вера в эту концепцию также оказала большое влияние на исламскую цивилизацию, которая является практически уникальным среди всех цивилизаций до и после нее в том, что она свободна в своей вере от всех форм идолопоклонничества (ширка) и идолопоклоннической литературы, философии, правления, искусства, поэзии и литературы. Это и есть причина, почему исламская цивилизация воздержалась от перевода Илиады и лучших произведений идолопоклоннической греческой литературы. По этой же причине исламская цивилизация оставила без внимания такие виды искусства, как ваяние скульптур и изображение людей и животных, несмотря на свою известность в каллиграфии, гравировке и декоративного зодчества. Ислам, который объявил войну идолопоклонничеству и его проявлениям, не допускал существования в своей цивилизации таких изображений или пережитков идолопоклонничества древних времен, как статуи великих людей, праведников, пророков и завоевателей. Статуи являются одной из наиболее характерных особенностей древних и современных цивилизаций, потому что ни одна из них не приняла веру в единственность Бога в той степени, как того сделала исламская цивилизация.
Эта вера в единственность оказывает влияние на все основы и системы, производимые нашей цивилизацией. Таким образом, существует единственность в ее откровении, единственность в законодательстве, единственность в общих целях, единственность человечества в целом, единственность в образе жизни и характере мышления. Исследователи, изучающие исламское искусство, заметили единство стиля и вкуса в различных видах искусства, так что кусок андалузской слоновой кости, кусок египетского текстиля, предмет сирийской керамики и образец иранской чеканки по металлу, несмотря на различия в их формах и орнаментах, все имеют одинаковый стиль и характер.
2. Второй особенностью нашей цивилизации является то, что в своих побуждениях и целях она гуманна, а в своих амбициях и откровении — универсальна.
Несмотря на различия между расами, происхождения и местожительства, Куръан объявил единство человечества. Всевышний Аллах говорит:
«О, люди! Поистине, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый благородный перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Всеведущий», (сура «Худжурат», аят 13).
Когда Куръан объявил это универсальное единство человечества с точки зрения истины, добра и достоинств, он сделал свою цивилизацию фактором, который объединил все блестящие умы всех наций и народов. Таким образом, в то время как каждая цивилизация сможет похвастаться своими блестящими сыновьями одной национальности, только исламская цивилизация может похвастаться блестящими умами из всех стран и народов, которые построили ее. Абу Ханифа, Малик, Шафиъи, Ахмад, ал-Халил, Сибавайх, ал-Кинди, Газзали, ал-Фараби, Ибн Рушд и другие были людьми разного происхождения, но они были из числа блестящих умов, посредством которых исламская цивилизация дала человечеству чудесные интеллектуальные плоды здравой человеческой мысли.
3. Третьей особенностью нашей цивилизации является способ, которым она выдвинула моральные принципы на первый план во всех своих системах и сферах деятельности и никогда не отказывалась от этих принципов, либо использовала их как средство приносить пользу государству, группе или личности. В решениях суда, в науке, в законодательстве, в экономике, в семье, в военное время, в мирное время, она обращала внимание на эти моральные принципы в законодательстве и в применении законов. В этой области наша цивилизация достигла высокого уровня, которая никогда не была достигнута любой другой цивилизацией до или после. Исламская цивилизация в этой области оставила после себя наследие, достойное восхищения среди всех цивилизаций, гарантировала счастье человека в чистом виде и незапятнанное какими-либо невзгодами.
4. Четвертым из этих особенностей является то, что исламская цивилизация твердо полагается на знание в истинном смысле слова, основываясь на чистейших принципах акийды (вероубеждения). Она обратилась к здравому рассудку и в то же время к сердцу, она вызвала эмоции и в то же время подстегнула мысли. Это является преимуществом, которого нет в любой другой цивилизации в истории. Причина, по которой настолько восхищаются этой особенностью нашей цивилизации заключается в том, что она смогла создать государственную систему, основанную на принципах истины и справедливости, на основе религии и убеждений, где религии не становится препятствием для развития государства и прогресса цивилизации. Напротив, религия была одним из самых больших факторов в ее развитии. Лучи знания из мечетей Багдада, Дамаска, Каира, Кордовы и Гранады озаряли весь мир…
Законодательство в этой цивилизации было уделом тех ученых, которые специализировались в этой области. У каждой группы ученых были свои области специализации и все они были равны перед законом. Первенство определялось по уровню таква (богобоязненности) и служению людям:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: "Клянусь Аллахом, если Фатима — дочь Мухаммада украдет [что-либо], то я обязательно отрублю ей руку". "Всех людей создал и содержит Всевышний Аллах, и самый любимый для Аллаха тот, кто больше всех полезен для своей семьи".
Такова религия, на которой основана наша цивилизация. В этой религии нет никаких особых привилегий и иммунитетов для вождя, священника, благородного или богатого...
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи [о пророк]: “Поистине, я — лишь человек, подобный вам…”», (сура «Кахф», аят 110).
5. Последний из уникальных особенностей нашей цивилизации эта удивительная религиозная толерантность, которой никогда еще не было ни в одной другой цивилизации, основанной на религии. Нет ничего удивительного в том, когда человек, не являющийся приверженцем какой-либо религии и не верующий в Бога, рассматривает все религии одинаково и относится к последователям всех религий беспристрастно. Однако, весьма удивительными можно назвать действия верующего человека, легко покоряющего города, имеющего власть и право вершить суд, но, в силу своего глубокого вероубеждения, не позволяющего себе отклоняться от справедливости и принуждать людей следовать его религии... А если речь идет о целой цивилизации, которая основана на религии, но оставшейся самой толерантной, справедливой, сострадательной и гуманной цивилизацией в истории человечества!
Таковы некоторые особенности нашей цивилизации, которые по сравнению с историей других цивилизаций уникальны. Когда исламская цивилизации была сильной и правила людьми, руководила ими, воспитывала и обучала их, ею восхищался весь мир и она завоевала сердца свободных и эрудированных людей всех рас и религий. А когда она пришла в упадок и ее сменила другая цивилизация, то, взгляды людей на нее изменились. Некоторые стали относиться пренебрежительно к ней, в то время как другие восхищались ею. Некоторые говорили о ее достоинствах, а некоторые впадали в крайности, критикуя её. Так что мнения западных исследователей относительно нашей цивилизации очень разнообразны.
…
Может быть те, кто умаляет ценности нашей цивилизации, находят оправдания в том, что эта цивилизация не идет в сравнение с чудесами, изобретениями и научными открытиями современной цивилизации. Даже если это так, это не оправдывает пренебрежительного отношения к нашей цивилизации по двум причинам:
1. Каждая цивилизация состоит из двух элементов: духовно-этического элемента и материального элемента.
Что касается материальных элементов, несомненно, каждая цивилизация превосходит те, которые были до нее. Это один из законов, установленных Аллахом для развития человечества. Глупо ожидать от предыдущей цивилизации достижения того же уровня материального развития последующей цивилизации. Если бы это было возможно, то для нас было бы допустимым смотреть свысока на все цивилизации, которые существовали до нашей, ссылаясь на изобретения нашей цивилизации, а также ввиду наличия средств и проявления достижений, которые не были известны ни одному из ранних цивилизаций. Таким образом, материальный элемент цивилизаций никогда не может быть основой для сравнения между ними.
А вот духовно-этический элемент является гарантом долговечности цивилизаций и позволяет им сделать человечество счастливее и спасти его от страха и боли. В этом отношении наша цивилизация превосходит все предыдущие и последующие цивилизации и она достигла такого уровня, который остается непревзойденным на протяжении всей истории человечества. Этого достаточно, чтобы дать нашей цивилизации длительное воздействие.
…
2. Цивилизации не измеряются материалистическими стандартами, количеством или площадью, роскошными условиями жизни, питанием или одеждой. Скорее они измеряются влиянием, которое они оказывают на человеческую историю. То же самое применительно, когда мы говорим о сражениях, которые не измеряются размером поля боя или численностью войск. Решающие битвы древности или средневековья по сравнению с баталиями Второй мировой войны могут показаться незначительными из-за меньшего числа солдат и средств сражений. Но они все равно рассматриваются как важные исторические сражения в силу их далеко идущих последствий. Битва при Каннах, в которой знаменитый карфагенский полководец Ганнибал разбил римлян, является одной из битв, которые по сей день изучают в военных училищах Европы. Сражения Халида ибн Валида при фатхе Сирии все еще изучаются и остаются предметом восхищения западных военных экспертов, а для нас они являются золотыми страницами в истории военных завоеваний нашей цивилизации. Несмотря на то, что сражения при Каннах, при Бадре, при Кадисии и при Хиттине происходили очень давно, они остаются в памяти людей как решающие исторические сражения.
Из книги Мустафа Сибаъи «Исламская цивилизация»
(Перевел Абдумалик)