Право на религиозное убеждение – одно из важнейших прав человека. Потому что человек без веры в Бога в душе, без религиозного убеждения не может осознать свою ответственность в жизни, ни истинное значение настоящей свободы. А это должно быть избрано при свободе вероисповедания и по собственному желанию.
Невозможно сделать человека убеждённым насильственно. Это всё равно, что заставить полюбить из-под палки. Поэтому, свобода вероисповедания, или говоря сегодняшним термином, свобода совести является правом каждого человека, который обладает в этой сфере своей свободой. И ни одна из сторон не вправе в этом оказать на него давление, поскольку, как уже сказали, вера и убеждение каждого, зависит от его сердца и совести.
Аллах желает, чтобы каждый человек по своей воле принял веру, своим разумом, своими мыслями постигал её истину и добровольно стал правоверным рабом Божьим. Какой пророк от насильно навязанной веры? Если бы стоял вопрос так, чтобы любой ценой, но обратить людей к вере, то Сам Аллах мог бы просто создать людей с таким достоинством. Но тогда не осталось бы разницы между людьми и ангелами. Аллах же при сотворении человека задался целью, привести в свет существо, которое способно побеждая в себе сатанинские силы, уверовать в своего Создателя, поклоняясь Аллаху, становится Его халифом на земле. И тот, кто добьётся такого положения, будет превыше ангела. А кто не способен на это, будет следовать по пути сатаны, а не по пути указанному Аллахом. Вся мудрость предоставления людям свободы совести заключается в этом. То есть именно в части верования становится ясно, кто есть кто. Исходя из этого, люди, искренне призывающие к религии, думая о том, что если все будут верующими, то всеобщее счастье будет обеспечено, иногда чересчур утруждают себя в своих стремлениях. Такое случилось и с Мухаммадом саллаллаху алайхи васалламом. В такие моменты Аллах, ниспосылав аяты, вновь напоминал ему истину. В частности, в суре «Йунус» говорится:
«А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?»
Всевышний в то время постоянно подчёркивал Мухаммаду, саллаллаху алайхи васалламу, что дело пророка заключается в разъяснении людям религии, напоминании её требований, а не в том, чтобы заставлять их принять религию. Коран содержит не мало аятов, посвящённых этому вопросу. Так в суре «Гашия» /«Покрывающее»/ Аллах, обращаясь к Мухаммаду саллаллаху алайхи васалламу, говорит:
«Напоминай же, ведь ты – только напоминатель! Ты над ними – не властитель» /аят 21 – 22/.
В Исламе основное положение, определившее свободу религиозного убеждения, отражено в аятах из суры «Бакара» /Корова»/:
В этом положении выражена мысль о том, что человек наделён разумом, Аллах для него ясно определил путь истины и путь низости, подлости, и без
принуждения со стороны, каждый волен избрать себе дорогу по душе. Кто пожелает, пусть принимает Ислам, и становится мусульманином. Таково исламское правило вступления в религию. Однако не допустимо его трактовать своекорыстно, иначе. Не может быть принуждения, как в принятия религии вообще и в выборе той или иной религии, в частности. При этом совершенно не верно мыслить по примеру некоторых лицемеров, мол, хочу, совершу намаз, хочу, буду употреблять спиртные напитки и вести развратный образ жизни. Коли ты объявил о том, что принял Ислам , так будь добр, соблюдай его требования. Это соответствует элементарной логике. Ибо в мире не найдётся общества, которое бы поставило вопрос таким образом: лишь бы ты вступил в наш союз, а дальше можешь поступать как тебе угодно. Любая организация считает своим членом только того, кто выполняет её указания, правила и порядки.
По Исламу быть правоверным или нечестивым зависит от желания каждого. В суре «Касас» /»Рассказ»/ Аллах
При этом даётся совет с мудростью, искренне объяснять истинность религии Ислама:
«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием, и препирайся сними тем, что лучше!» – говорится в суре «Нахл», /«Пчёлы», аят 125/.
Как было сказано выше, завоевательские походы мусульман также осуществлялись в целях свободы, в частности религиозной свободы. Создать условия для открытой пропаганды, пусть каждый выбирает религию по своему желанию – такие положения, относящиеся к религиозной свободе совести и вероисповедания действовали в ходе завоевания мусульманами других стран. Везде, куда приходили, они призывали людей к Исламу, а тем, кто не пожелал принимать мусульманство, обеспечивали свободное отправление своего культа. Они вынуждены были повоевать с теми, которые не принимая ни то, ни другое, избрали только путь войны.
Явное доказательство того, что Ислам неуклонно соблюдал свободу религий, и поныне перед нашими глазами. Так, даже по прошествии 1400 лет после установления господства Ислама в таких мусульманских странах, как Египет, Сирия, Иордания, Иран, часть местного населения остаются в своих религиях. Несмотря на то, что мусульмане в Индии, Ливане правели долгое время, они до сих пор составляют в этих странах меньшинство. В истории Ислама таких факторов, показывающих истинное отношение религии, истины к людям, великое множество.
Добросовестные представители других религий, внимательно изучив их, доводили и доводят до своих соотечественников.