В то время, когда Аллах озарил всю землю светом Ислама, во всём мире было в самом разгаре рабство и рабовладение, люди увлечённо занимались куплей – продажей, эксплуатацией друг друга в качестве рабов, бесправной рабочей силы и товара. До появления Ислама ни один общественный строй, ни одна философия и идеология мира, считающиеся гуманистическими, не смогли словом обмолвить о том, что и рабы являются людьми и должны быть освобождены.
Более того, многие всемирно известные идеологи, философы, которые занимались мудрствованием именно при тех обществах, попытались объяснить, обосновать естественную природу рабства. К ним относятся, в частности, древнегреческие философы Платон и Аристотель.
Эта идея различными путями проникла даже в некоторые небесные религии. Если одна из небесных религий того времени объявляла определённый народ независимым, свободным, а все другие народы – рабами того привилегированного народа, а другая религия подчёркивала, что рабы не должны ждать свободы даже тогда, когда этого захотят их хозяева.
В такой сложной обстановке во всём мире Ислам первым и в одиночестве начал борьбу против рабства. Прежде всего была проведена широкая объяснительная работа о том, что все люди равны, появились на свет от одних и тех же родителей, и изначально созданы из глины. В учениях Ислама рабовладельцам разъяснялось, что рабы, находящиеся в их владении такие же люди, как они сами и являются их братьями.
В хадисе, переданном Имамом Бухарий, пророк Мухаммад алайхиссалам говорил: «Ваши рабы – братья ваши. Аллах сделал вас хозяевами их. При
желании мог бы сделать их хозяевами вам. Давайте пропитание как самим себе, одевайте их как самих себя».
Это объяснение оказало своё влияние на мусульман, они стали по - другому относиться к рабам. Рабовладельцы – мусульмане начали делить свою еду и одежду со своими рабами. Позднее появилось указание – рекомендация пророка Мухаммада алайхиссалама о том, что «рабу не поручается не посильная ему работа». Постепенно этот вопрос возрос до того, что пророк саллаллаху алайхи вассалам поведал рабовладельцу не говорить «мой раб, «моя рабыня», а говорить «мой жигит», «моя девушка». И такое обращение вошло в обиход рабовладельцев.
Затем низошёл аят суры «Нисо» /»Женщины»/, в котором сказано: «А кто из вас не обладает достатком, чтобы жениться на охраняемых верующих, то из тех, которыми овладели десницы ваши, из ваших верующих рабынь». Тем самым поощрялась женитьба рабовладельца на своей рабыне, что раньше запрещалось. Это тоже явилось значительным возвышением их достоинств. Далее пропаганда освобождения рабов получила широкое развитие. Об этом ниспосылалось немало аятов, излагалось множество хадисов. Вот по одному примеру из них. В суре «Балад» / «Город»/ сказано:
«А он не устремился по крутизне! И что даст тебе знать, что такое крутизна? Отпустить раба…»
Пророк Мухаммад алайхиссалам говорил: «Кто освобождает одного раба, Аллах за каждый орган этого раба освобождает и его орган от огня геенны». Прислушиваясь к этим разъяснениям, мусульмане, желая соответствующего воздаяния Всевышнего, приступили к массовому освобождению рабов. Обращаясь к историческим документам, мы убеждаемся в том, что отдельные хозяева освобождали рабов сотнями. Кроме того, Шариат закрепил некоторые обязательные условия освобождения рабов. Так:
- в случае, если даже рабовладелец шутя выронил фразу о том, что он освобождает раба, это сразу вступало в законную силу;
- покупать и освобождать рабов за одну восьмую часть средств, поступивших от закота, стал долгом исламского государства;
- очищение от некоторых грехов было увязано с освобождением раба.
Совершение убийства по неосторожности, сознательное нарушение своей уразы /поста/, произношение клятвы в том, что своя жена будет ему запретной, клятвопреступление в повседневной жизни, - впредь все эти грехи отпускаются только после освобождения раба. Пророк Мухаммад алайхиссалам говорил: «Кто даст пощёчину своему мамлюку или будет бить его, искупление – освобождение этого мамлюка». Он также отпустил на волю раба, который пришёл к нему с жалобой об избиении своим хозяином.
- в Шариат было введено освобождение раба по его соглашению со своим хозяином о выплате определённой сумм;
- самоосвобождалась рабыня, родившая ребёнка от своего хозяина;
- Шариат вобрал в себя и слово рабовладельца о том, что после смерти считать раба освобождённым;
- Вступило в силу решение о самоосвобождении человека, попавшего в рабство своему родственнику.
Были приняты и ряд других мер. В частности, строжайше запрещалось закабаление свободного человека. С точки зрения международных проблем исключение составили лишь люди, взятые в плен в результате войн. И это тоже только по тому, что такое положение содержалось в законах всех государств. Поскольку попавшие в плен мусульмане превращались в рабов, мусульманским государствам запрещалось отвечать тем же.
Таким образом, благодаря Исламу, огромное количество рабов получило свободу, которые затем достигли более высоких положений в обществе, чем даже свободные по происхождению. Такие бывшие рабы, как Салман Фарсий, Сухайб Румий, Зайд ибн Хариса, Билал Хабаший и другие стали самыми близкими советчиками пророка саллаллаху алайху васаллама. Пророк алайхиссалам поставил Салмана Фарсий в один ряд с членами своей семьи, говоря о нём: «Салман – из нашего дома».
Муэдзин Пророка алайхиссалама Билал Хабаший разийаллаху анху удостоился такого счастья, которое не было дано никому. В день завоевания Мекки ему посчастливилось произвести божественную оду – азан, стоя на святой святых для мусульман Каъбе.
Равное отношение охватило и представителей других религий, которые проживали в исламских государствах. Приведём лишь один пример. На одной из конных скачек, проведённых в Египте, парень из общины кибтий оставляет позади сына правителя этой страны Амра ибн Асса разийаллаху анху. Оскорблённый поражением, сын - правителя подойдя к парню – победителю, с пренебрежением говорит ему: «Это ты осмелился обогнать сына своего хозяина?!» и ударит его плетью.
Обиженный на такое отношение к сыну, отец парня отправляется в Медину, чтобы пожаловаться по этому поводу хазрату халифу Умару. Халиф приглашает к себе Амра ибн Асса. Когда тот приехал. На большом собрании халиф, обращаясь к нему, спрашивает: « О Амр, с каких пор это вы людей, рождённых свободными, стали называть своими рабами?!» Затем, отдав в руки кибтийца плеть, призывает хорошенько стегнуть правителя за недостойный поступок его сына. Однако, подумав, он оказывает благородство, отказавшись бить Амра ибн Асса, прощает обиду, нанесённую его сыном. Тогда хазрат Умар, обращаясь к нему, сказал: «Клянусь Аллахом, если бы ты стал его бить, то никто не остановил бы тебя, пока сам не перестал».
В данном факте вызывает удивление не покорность великого сахабий – сподвижника пророка алайхиссалама, славного главнокомандующего – Амра ибн Асса, и не справедливое решение халифа хазрата Умара, - они выполнили лишь свои обязанности. Самое удивительное здесь то, что представитель другой религии из- за одного слова приехал жаловаться из Египта в Медину. Если бы он не надеялся на справедливость, свободолюбие Ислама, не решился бы на такой поступок. Потому что на его родине, в его общине очень сильны были рабовладельческие устои. И только исламские порядки дали ему такое чувство свободы и равноправия.
Ислам осуществил такие меры всемирно – исторического значения пятнадцать веков назад. К сожалению, об этом не знают не только другие народы, но и многие из тех людей, которые считают себя мусульманами.