Сегодня понятия воли, свободы перемешались с понятием права человека, они даже стали в какой – то степени взаимозаменяющими. Вместе с тем не ушла в небытие и привычка трактовать понятие свободы каждым со своей точки зрения. Некоторые при объяснении свободы имеют в виду противоположность рабства, неволи. Другие принимают свободу в качестве права человека поступать как ему заблагорассудится.
Если правящие круги под свободой понимают свободное действие в рамках, определённых правителем, то подчинённые слои воспринимают это как угнетение, ущемление свобод обречённых. Кроме отличительных особенностей понимания лексических и терминологических значений в ощущении свободы также существуют различия между лицами и обществами. Обращаясь за примером к сегодняшнему дню, увидим, где царят воля и свобода. Свободные люди в знак протеста ограничения свободы не только других народов, но и животных проводят демонстрации, в то же самое время те же самые люди, в защиту которых они выступают, воспевая свои «свободные страны», свои «безграничные свободы», требуют от «корыстолюбцев» не вмешиваться в их внутренние дела. Значит, быть рабом и ощущать своё рабство совсем разные вещи.
Поскольку так и в Исламе, свобода имеет свои отличительные лексические и терминологические значения. В словаре исламских народов свобода означает не испорченность. Свободный человек тот, который сохранил природную чистоту от рождения. Этот смысл передан в хадисе пророка алайхиссалама, рассказывающем о том, что «каждый человек рождается со своей чистой природой». Данное мнение полностью отражает точку зрения Ислама о том, что каждый человек рождается со своей чистой природой, то есть свободным. Только потом под воздействием многих факторов эта чистая природа может испортиться, иначе говоря, свободе человека может быть нанесён ущерб.
Самых разнообразных вещей, случаев, событий которые действительно могут служить нарушению чистой природы – свободы человека, великое множество. Например; подобный ему человек подойдя к нему, скажет: «Я твой хозяин, а ты- мой раб, захочу – продам тебя, захочу – заставлю тебя работать». Или же он сам, ставя свои животные страсти выше человеческих качеств, может оказаться в плену сладострастия, что также является нарушением чистой природы человека, ограничением свободы и заблуждением на путях сластолюбия. То же самое можно сказать обо всём, что нарушает, разрушает чистоту природы человека, противопоставляет его самому себе. Человек в этом смысле может превратиться в раба богатства, обычаев и традиций, определённой партии, некоего деспотического общественного строя.
В Исламе тот, кто освободился от всех факторов, нарушающих чистую природу человека, называется свободным человеком. Правоверный мусульманин, будучи свободным, сохраняя ту чистую природу, которая была при создании его Аллахом, преклоняется только пред своим Создателем – Аллахом, живёт только по Его указанию. А поклонению Аллаху, преклонение пред Ним, рабство Ему – является вершиной
человеческой свободы. Потому что тот, кто стал рабом Аллаха, освобождается от рабства подобным себе людям, различным иконам и идолам, обычаям и привычкам, системам и партиям, богатству и плотским страстям, сладострасти и другим вещам и явлениям. Он не боится никого, кроме Аллаха, не подчиняется никому, кроме Аллаха, и не уступит свою свободу никому.
С позиций Ислама, свобода - самое важное, в жизни человека. Она – источник жизненной силы и плодотворной деятельности, секрет его самоотверженной борьбы в жизни. Не будет счастливым человек и общество, свобода которых ущемлена.
Наши религиозные учёные свободу определяют как выполнение человеком дела по душе, не нанося ущерба другим людям. Следовательно, действовать как заблагорассудится человеку, вовсе не является свободой. Напротив, скорее всего это будет самовольничанием, проявлением недисциплинированности, издевательством над свободой. Потому что конкретный человек не один в этом мире, он живёт в обществе таких же , как он сам людей и потому не должен забывать об их свободе, уважать её. По Исламу свобода человека также священна, как и его жизнь и остаётся с ним до конца его дней. Никому не дано право покушаться на свободу другого человека.
В этом отношении весьма поучителен упрёк второго халифа Исламского государства Умара ибн Хаттаба разийаллаху анху правителю Египта Амра ибн Ассу, сын которого с пренебрежением относился к представителям другой религии. «С каких пор это вы наняли в рабы людей, которые родились свободными», - воскликнул халиф ему. Из этого следует такое твёрдое правило: поскольку каждый человек появляется на свет свободным, никто не имеет права посягать на его свободу из-за принадлежности к другой религии, правящим слоям или по другим признакам. И Ислам по такому принципу стоит на защите каждого. Что касается границ свободы, то они определяются не правителями, а Самим Аллахом. Мудрый и сведущий обо всём, предпринимающий все меры, Аллах изложил определение свободы таким образом, что свобода отдельной личности не будет вредить свободе общественности или, наоборот, и она не превратится в своеволие:
Как все другие права, право свободы в Исламе не осталось на уровне пустой философии или просто на бумаге, а нашло полное своё воплощение в жизни. Являясь религией, посланной Аллахом с целью дать полную свободу людям, Ислам с первого дня своего возникновения стал призывать к свободе. Первым делом он начал освобождать людей от рабства изготовленным из камня, дерева и глины, иконам и идолам, так как они, считая себя рабами последних, поклонялись им, стремились добиться их согласия со своими поступками. Ислам вновь и вновь разъяснял нелепость, алогичность преклонения человека пред иконой, которую он изготовил своими руками, доказывая постыдность такого занятия для существа, наделённого Создателем разумом. Коран изобилует аятами подобного содержания. Для примера приведём лишь один из них:
«Разве вы поклоняетесь тому, что вытесали?» – обращается Всевышний к идолопоклонникам /Сура «Саффот» – «Стоящие в ряд», аят 95/.
Ислам отменил также рабство человека таким природным объектам, как солнце и луна. В рассказах пророка Ибрахима алайхиссалама обо всём этом повествуется подробно.
Освободились от положения рабов и те, которые считали себя таковыми по отношению некоторых животных – богов, по их разумению.
В Коране содержится несколько аятов, посвящённые тому, как сыны Исрайиля взяли на себя грех, считав телёнка своим богом.
Ислам отменил и рабство человека перед своими плотскими страстями, которое лишало его свободы. Аллах в суре «Фуркан» – «Различение» обращаясь к пророку Мухаммаду алайхиссаламу, говорит:
«Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть: разве ты будешь над ним надсмотрщиком?» /аят 43/.
В Исламе рабство перед богатством также рассматривается как фактор, ограничивающий свободу человека. Пророк Мухаммад алайхиссалам на этот счёт говорил: «Стал несчастным раб динаров, стал несчастным раб дирхамов». Ислам, освободив людей и от этого рабства, объяснил, что человек приходит в этот мир не за тем, чтобы накопить богатство и затем самому оказаться в его плену, действовать по явлению этого богатства, а для того, чтобы честно и чисто использовать нажитое в свою пользу, как того указывает Аллах.
И наконец, Ислам устранил духовное рабство подобным себе людям, которое предполагает беспрекословное выполнение их указаний, а также жизни не по своей воле.
«Они взяли своих книжников и монахов за господ себе», говорится в суре «Тавба» («Покояние», аят 31) в отношении таких людей. После низведения данного аята Адий ибн Хатим разийаллаху анху, который придерживался христианской религии, у пророка саллаллаху алайхи вассалама спросил: «О посланник Аллаха, ведь они не поклоняются своим книжникам и монахам?») Тогда пророк, да будет мир над ним, ответил ему вопросом: «Они ведь соглашаются с ними в вопросах дозволенного /халал/ и запретного /харам/, не так ли?» «Да», - ответил Адий разийаллаху анху. «Вот это и есть взятие их за господ себе», - сказал пророк алайхиссалам. Потому, что это один из видов зависимости от другого человека, подчинённости другому.
В суре « Ол-и Имрон» /»Семейство Имрана»/ Аллах, обращаясь к пророку Мухаммаду саллаллоху говорит: «Скажи: «О обладатели писания! Приходите к слову, равному для вас и для нас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха» /аят 64/. Это означает, что человек должен подчиняться только Аллаху, только такой человек достигает настоящей свободы.
Эти истинные свободы, которых мусульмане осознали и воплотили в жизнь многих народов давним - давно, ныне называть по - разному: захватничеством, прибранем к рукам богатств и т. д. и т. п. А если исследовать данное движение честно, по совести, то становится очевидным необоснованность этих утверждений.
Мусульмане не увизали богатства тех стран, в которых они оказались
по воле Аллаха, в отличие от других завоевателей, они не занимались периначиванием, присваиванием и в других сферах их жизни. Если не организовывались согласованные всеобщие войны против мусульман, то местные народы оставались при своём богатстве, при своих религиях и роде занятий. Сами мусульмане тогда свои действия называли «фатхом» – «открытием». Не будет ошибкой, если скажем, что это было открытием пути свободы. Ибо всюду, куда прибывали мусульмане, они выступали перед местным населением с предложением: станете мусульманами, вам гарантированно благополучие, не желаете, заключим договор, и вы останетесь при своей религии, а если вы хотите воевать с нами, то мы готовы и на это. Действительно, так и поступали.
Такое предложение может показаться нашим современникам несколько странным. Это вызывало удивление людей и в то время. Когда спрашивали мусульманских завоевателей: «Зачем вы сюда приехали?» они отвечали: «Аллах послал нас за тем, чтобы освобождая людей от рабства рабам Божьим, превратить их в рабов Господа рабов Божьих, вывести из под гнёта других религий к справедливости Ислама, из тесноты мира сего к просторам потустороннего мира». Да их лозунгом был: «Нет в этом мире рабства рабов Божьих друг другу, всем быть рабами Аллаха, нет насилию и угнетению, да будет справедливость, нет тесноте, да будет простор!»
Таким образом, Ислам повёл борьбу против всякой формы рабства в обществе в целом.