Любовь, которая зарождается в сердце, неподвластна человеку. Человек может любить или ненавидеть помимо своей воли, и иногда случается так, что человек очень сильно любит или ненавидит кого-либо и не может избавиться от своей любви или ненависти. Источником любви мужчины к женщине или женщины к мужчине является природная склонность, с которой человек появляется на свет по воле Аллаха Всевышнего. Указанием на это служит тот айат, в котором сказано: «В лучшем виде представлена людям любовь (к тому, чего они) жаждут: к женщинам, и сыновьям, и накопленным кинтарам золота и серебра, и клейменым коням, и скоту, и пашням. (Всем) этим (можно) пользоваться (только) в земной жизни, а хорошее прибежище – у Аллаха!»
От внимания каждого, кто вдумается в содержание этого айата, не укроется то, что сначала в нем говорится о любви к женщинам и только в конце упоминается о жизни вечной. Это указывает на силу этой любви, равно как и на то, что она играет важную роль в жизни человека. Несмотря на всю высоту своего положения, Пророк прямо говорил о том, что Аллах Всевышний внушил ему любовь к благовониям и женщинам. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал (саллаллаху алайхи васаллам): «(Что касается благ) мира вашего, то мне была внушена любовь к благовониям и женщинам, а (радостью и) усладой глаз моих была сделана молитва» (Байхаки, Насаи).
Ввиду этого Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) считал, что для мужчин нет более опасного искушения, чем женщины. Передают со слов Усамы б. Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Не оставлю я после себя более вредоносного искушения для мужчин, чем женщины» (Бухари).
Любовь между супругами необходима, что является не только общеизвестным фактом, но и требованием шариата, а это значит, что каждый из них должен стараться укреплять эту любовь. Ввиду этого жене следует стараться выглядеть так, чтобы ее внешний вид радовал мужа и способствовал увеличению его любви к ней. Муж также должен следить за своим внешним видом, чтобы это способствовало увеличению ее любви и привязанности к нему. Кроме того, супругам не следует говорить ничего такого, что могло бы внушить им отвращение друг к другу или ослабить их любовь. Все это общеизвестно, наша же задача состоит в том, чтобы разъяснить суть отношения Ислама к вопросу о любви до брака. Для этого необходимо упомянуть о некоторых принципах шариата. Согласно одному из этих принципов на человека не возлагается ответственность за его мысли и то, что он может себе вообразить. Так, например, если человеку придет на ум совершить что-нибудь греховное, но он не сделает этого, Аллах не станет наказывать его за его мысли. Если же он не сделает этого из страха перед Аллахом, то Он вознаградит его, поскольку он отказался от совершения греха в силу своей богобоязненности. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал (саллаллаху алайхи васаллам): «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах простит (членам) моей общины то, что станут говорить их души, если они не будут совершать того, (о чем те станут говорить), или рассказывать об этом (другим)» (Муслим).
Сообщается также, что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: "За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Всеблагой и Всевышний Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет (за ним) у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; если (человек) решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах Всевышний запишет (за ним) у Себя (совершение) целого доброго дела, а (за тем,) кто решит (совершить дурное дело) и совершит его, Аллах запишет одно дурное дело» (Муслим).
Таким образом, Аллах не станет наказывать мужчину, который ощутит любовь к женщине, увидев ее или услышав ее голос, если дело ограничиться только неподвластными ему чувствами. Однако мужчина, который под воздействием любви попытается увидеть или услышать ее снова, преступит пределы дозволенного шариатом и совершит нечто запретное, если цель его состоит не в том, чтобы посвататься и жениться. Здесь мне хотелось бы еще раз напомнить о том, что мужчина может смотреть на женщину, пока он сватается к ней, но если сватовство будет отвергнуто, ему уже не разрешается делать это.
Ислам побуждает отцов и опекунов выдавать своих подопечных замуж за тех, кого они полюбят, если их избранники отличаются религиозностью и добрым нравом. В хадисе о сподвижнице по имени аль-Ханса б. Худам сообщается, что Посланник Аллаха велел ее отцу выдать эту женщину замуж за мужчину, которого она полюбила.
Если же мужчина не может жениться на той, кого он любит, он должен приложить все возможные усилия для того, чтобы избавиться от своей любви. Не приходится сомневаться в том, что материальные факторы оказывают большое влияние на чувства, и поэтому удаление от всего, что напоминает мужчине о любимой женщине, с течением времени непременно поможет ему забыть о ней и найти себе какое-нибудь утешение, особенно если он боится Аллаха и ставит Его благоволение выше своих желаний.
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”