Малик ибн Динар рахимахуллах рассказывает: «Идя однажды по дороге, я встретил игравшего в земле ребенка. Ребенок иногда смеялся, а иногда плакал. Я захотел дать ребенку салам, но мой нафс попытался воспрепятствовать этому. Я сказал своему нафсу: «О, мой нафс! Посланник Аллаха давал салам детям так же, как он давал салам взрослым». А затем я дал ребенку салам. Ребенок ответил на мой салам следующим образом:
– О, Малик! И тебе мир и милость Аллаха.
– Откуда ты знаешь меня?
– Бессмертный и вечно живой Аллах представил тебя мне в Калю-Баля.
– Какая разница между нафсом и разумом?
– Нафс препятствовал тебе дать салам, а разум побуждал к этому.
– Почему ты играешь с землей?
– Потому что мы созданы из земли и в нее вернемся.
– Хорошо, почему же ты иногда смеешься, а иногда плачешь?
– Когда я вспоминанию о наказании моего Господа – плачу, а когда вспоминаю Его милость – смеюсь.
– О дитя! Ты же еще не ответственен за свои поступки, в чем же твои грехи?
– Не говори так! Я видел, как моя мать поджигает большие поленья при помощи маленьких щепок. Я боюсь, что стану растопкой для взрослых людей».
(Рухул-Байан 5/242)
Назидание
Нафс всегда старается воспрепятствовать человеку в совершении благих дел и в выполнении того, чем Аллах Всевышний бывает доволен.
«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает творить зло» (Юсуф, аят 53).
Человек не должен слушать свой нафс, и не должен делать то, что он приказывает. Пройти экзамен можно только таким образом.
Человек должен давать салам каждому, независимо от того, знакомый это или нет, взрослый или маленький. Салам означает уверенность в защите от проблем как в этом мире, так и в ахира. То есть человек, дающий салям, как бы делает дуа другому человеку: «Будь уверен в защите от мирских проблем и проблем в ахира».
Из книги «Рассказы и назидания»