Интервью известного мусульманского деятеля, доктора философских наук Али Вячеслава Полосина по проблемам дава’ата (религиозного призыва) и новообратившихся мусульман.
- Вы являетесь одним из самых видных специалистов по призыву к Исламу среди все более и более «атеизирующегося» населения нашей страны. Как Вы считаете – зачем Ислам нужен атеисту и почему он к Нему приходит?
Али Полосин - Вопрос «зачем» не вполне корректен. Если любой человек чувствует внутреннюю потребность разобраться в себе, если он осознает свою несамодостаточность и приходит к выводу, что должно быть, кроме него, нечто Самодостаточное, от которого зависит все относительное, тогда он и приходит к понятию Единственного Бога. А слово «атеист» вообще расплывчато, оно фиксирует только то, что в настоящее время человек не нашел для себя истины в знакомых ему религиях и возвел свой скепсис в абсолют.
Но завтра может все перемениться. Отсутствие Бога – это же не факт, а тоже вера или убеждение человека. Рациональных доказательств бытия Бога быть не может, ибо Творец захотел испытать нашу веру, а если бы были рациональные доказательства, то математически все бы пришли к идее Бога и, не смирив своей гордыни, поклоняясь, не Богу, а своему нафсу (эго), объявили бы себя верующими. Было бы сплошное лицемерие.
- В продолжение первого вопроса – насколько и чем вреден атеизм для современного человека во всех аспектах его жизни?
Али Полосин - Атеизм – это скепсис, это агностицизм, неверие в познаваемость мира. Неверие в то, что над тобой есть Самодостаточный Судия, ведет к вседозволенности либо по типу Ф. Раскольникова из «Преступления и наказания», либо по типу гедонистов всех мастей, для который удовольствие «здесь и сейчас» – единственная ценность в жизни, причем добываемая любой ценой.
- Каковы пути борьбы с этим явлением, и какими способами возможно в современном мире продвигать духовность?
Али Полосин - Всеми современными легальными способами, не нарушая принцип свободы воли человека.
- Наше время – время глобализации... Как Вы считаете – полезна ли она для исламской религии и ее распространения?
Али Полосин - Если ею воспользоваться разумно, то может быть полезной.
- В своих книгах Вы часто разделяете дава’ат и прозелитизм, имея в виду призыв к людям Писания. Обязаны ли мы, по Вашему мнению, отказываться от проповеди среди них?
Али Полосин - И кого считать в наше время людьми Писания? Известно ведь, что многие люди, называющие себя христианами и иудеями, являются таковыми весьма условно. Кроме того, РПЦ, например, считает православными всех когда-либо крестившихся, даже если это было в младенчестве, а в дальнейшем человек никак не проявлял себя как православный?
Исламский призыв – это несколько неточный перевод, точнее: «приглашение к Исламу», по сути – доведение информации о существовании Ислама. А дальше человек сам решает, как ему быть с этой информацией. При этом никакого склонения к тому, в какой общине быть, нет.
Прозелитизм – это целенаправленное склонение уже верующего человека, посещающего конкретную религиозную общину, к переходу в свою общину, т. е. тут есть момент «черного пиара» в отношении его нынешних убеждений и той общины, в которой он состоит, с целью поколебать его веру и заменить ее другой.
Это вещь, не имеющая прецедентов в Куръане и Сунне, весьма опасная, так как поколебав веру человека, можно не довести его до своей веры, и человек останется атеистом. Иудаизм и Христианство существуют по воле Аллаха, статус этих религий прописан в Куръане. Изменить в корне существующее религиозное разделение в мире мы не можем – на то нужна воля Аллаха. Но отдельные люди из числа «людей Писания», получая объективную информацию об Исламе, могут склониться к принятию Ислама.
«Людьми Писания» можно считать либо всех, кто сам заявляет о том, что он христианин или иудей, либо же тех, кто следует известным предписаниям своей религии. Но в любом случае никакого «духовного крепостничества» быть не может: из того, что в детстве младенца кто-то окрестил в церкви, никак не следует, что он, став взрослым, является христианином. – Суждения про «тайно воздействующую благодать» мы не можем принимать в расчет: почему ж тогда эта благодать не избавила его от тех грехов, которые он совершал, даже не считая их грехами? Настала пора возмужания, и человек делает сам свой свободный выбор. Как князь Владимир – он же не на веру отцов ссылался, а наоборот, от нее ушел, выбор делал сознательно, изучив (пусть и неадекватно) разные религии.
Поэтому современный русский и украинец – не раб князя Киевского, а если считает его святым, то должен тоже сделать свой свободный выбор, предварительно изучив то, что есть.
- Есть проблема, когда христианские организации ведут призыв среди этнических мусульман. Что мы должны делать в этом случае?
Али Полосин - Отвечать словом. Я вот написал для этого «Евангелие глазами мусульманина» и «Энциклопедию исламской апологетики».
- Как Вы оцениваете роль неофитов (новообратившихся мусульман) в развитии уммы и пассионарность сознательно обратившихся?
Али Полосин - Свежий взгляд всегда полезен.
- Хотелось бы также спросить Вас о культурном аспекте перехода в Ислам представителей традиционно неисламских народов. По Вашему мнению – это предполагает ломку традиционной культур и традиций? После крещения Руси, например, прошлую культуру ломали силой – это хорошо известно. Что будет в случае исламизации?
Ислам терпимо относится к национальным культурам, что выразилось в существовании практически у каждого мусульманского народа своих адатов, обычаев. Никогда Ислам не требовал выжигать этого силой, кроме, может быть, псевдоисламской секты ваххабитов, преемников хариджитов.
Поэтому после принятия множеством народов Ислама мы не видим ничего подобного, что было на Руси в результате реформ князя Владимира. К сожалению, после нескольких веков застоя мусульманские народы решили зафиксировать свой статус «исламских» и выдать арабские национальные адаты за шариат и сунну.
Недавно было сообщение, что в Норвегии исконные варяги, принявшие Ислам, совмещают свои народные традиции с Исламом, чем отличаются от приезжих арабов. Те, наверное, как и у нас в России, говорят им: «Вы раскалываете умму!». А норвежцы-мусульмане им нордически спокойно отвечают: «Если вы приехали в Норвегию, вы у нас гости, вот и живите здесь по нашим адатам, а если мы к вам на Родину приедем, мы по вашим будем жить!».
- Что Вы думаете о перспективах Ислама решить глобальные проблемы современности – такие как упадок семьи, демографии, гомосексуализм, о наркомания и т. д.?
Али Полосин - Это, возможно, наступит после того, как сформируется единая общемировая мусульманская элита, которая как единый субъект сможет формулировать принципы решения таковых проблем. Однако в рамках отдельных стран это возможно и по мере формирвоания местных элит, не идущих на поводу у богословов, подыгрывающих «улице».
- Тогда вопрос такой – в продолжение предыдущего. Если элиты не пойдут на поводу у богословов, то кто должен быть лидером этих элит, определять их цели? И как же тогда исламские знания, где их брать как не у богословов?
Али Полосин - В религии, в отличие от естествознания, достоверные знания от Аллаха передаются только из уст в уста – от учителя, имеющего духовный авторитет среди верующих, к ученику, от него – к его ученику и т. д. Так передавались знания о высказываниях и деяниях Пророка (мир ему), если хоть один передатчик был еретиком, цепочка рушилась, знание считалось недостоверным. Никто не вправе был отменять этот принцип и после публикации письменных сборников мухаддисами. От Абу Ханифы истинное знание хадиса шло к его ученику и т. д.
Любой, кто не имеет сильсиля (цепь преемственности), является самозванцем, и не может по определению иметь никаких знаний от Аллаха, которые могут считаться достоверными, а может иметь только фактографию справочного характера. Введенный в средневековье неохариджитами принцип парламентского большинства («иджмы») для установления смысла хадиса является нерелигиозным по определению и базируется на грехе буквопоклонства, когда мертвые буквы, которым записан хадис, возводятся в ранг шарика (сотоварища) Аллаха.
Учителя, обладающие сильсиля, и должны быть основой мусульманской элиты. Собственно, они и так есть, просто большинство идет не к ним, а к взвинченным демагогам на улице или к «ученым», определяющим Истину Аллаха по принципу голосования 50% + 1 голос.
- По-вашему, сейчас есть такие учителя? Понятно, что такими были 4 имама – основатели мазхабов, еще некоторые учителя прошлого. Но Вы можете привести пример из нашего времени?
Али Полосин - Есть, и они приводят свои сильсиля. Если цепочки передатчиков истинных знаний от Пророка (мир ему) до Аль Бухари, Муслима и др. на протяжении 2 – 3 веков сохранились, то почему такой пессимизм в отношении последующей сохранности этой цепочки?
- Как Вы относитесь к такому явлению в Исламе, как суфизм? Считаете ли Вы возможным складывание мусульманской элиты в будущем именно на его базе? Что скажете по поводу так распространенной ныне критики суфизма в основном со стороны «салафитов»?
Али Полосин - Суфизм, точнее тарикат – это просто второй этаж здания Ислама, где первый – Шариат. Без первого не может быть второго. Но кто хочет глубже знать свою религию, жить ею, тому нужно, помимо фарда (обязательного), получать еще достоверные знания от Аллаха, как их трактовал Пророк (мир ему). Тем самым, настоящий тарикат – это живая Сунна Пророка (мир ему) в действии.
Элита и складывается. Например, шотландец Ян Даллас принял Ислам, стал суфием с именем Абдул-Кадыр ас-Суфи, создал общество «Мурабитун», активно влияющее на формирование мусульманского самосознания по всему миру. Премьер Турции, посещая Испанию, встретился там в качестве представителей местной мусульманской общины именно с «Мурабитун». Шейх стал инициатором идеи «золотого динара», подхваченной и уже реализуемой в Малайзии.
Те, кто отвергают живую Сунну Пророка (мир ему) и отдали записанные на бумаге хадисы на откуп «парламентского большинства» и просто гадания в толковании, не любят людей тариката, так как чувствуют себя в их присутствии лишенными достоверных знаний.
- Как современные европейские мусульмане должны относиться к «западным» ценностям – правам человека, демократии и т. п.?
Али Полосин - Очень много мнений на этот счет. Есть даже такой искусственный продукт как «евроислам»...
В то же время многие традиционные мусульмане выступают резко против Европы и европейского образа жизни.
Коротко трудно ответить. Многие «западные ценности», связанные с честью, достоинством и свободой человека, заимствованы из Куръана и были переложены на европейский лад много позже, без ссылки на первоисточник и без установления обратной ответственности человека за свою свободу.
А что касается «этнических» мусульман, то я заметил, что против Европы и европейского образа жизни выступают, главным образом, те, кто не сумел туда убежать от «традиций» собственной страны.
- Вы считаете перспективным развитие Ислама именно в рамках европейской цивилизации. А как же айаты Куръана:
"И суди между ними по тому, что ниспослал Аллах. И не следуй за их порочными страстями, и берегись их, чтобы не подвергли тебя искушению от части того, что ниспослал тебе Аллах" (Сура «Маида», аят 49); «Не повинуйся же неверным и усердствуй им против них великим усердием!» (Сура «Фуркан», аят 52)?
Али Полосин - Первая цитата из суры «Маида» полностью отображает предложенную мной схему, а вторая фраза, ссылающаяся на Куръан (сура «Фуркан», аят 52), представляет собой большее кощунство по отношению к Куръану, чем всякие карикатуры, так как искажает смысл Куръана до противоположного в духе исламофобских «вырываний из контекста». Аллах сказал: «и усердствуй («ва джахид хум») им («бихи» - Куръаном) против них (кафиров)» !
Само название суры «Фуркан» («Различение») указывает, о каком джихаде тут идет речь. Это проповедь среди неверных, это исламский призыв!
- И, наконец, последний вопрос. Многих представителей традиционно немусульманских народов удерживает от принятия Ислама то, что это может вызвать негативную реакцию со стороны их окружения, прежде всего семьи. Как объяснить близким правильность своего выбора?
Али Полосин - Максимально мягко, стараясь всячески избегать конфронтации, подчеркивая, что принятие Ислама только еще больше побуждает их любить своих родственников. Через это почти все мы прошли.
- Что бы Вы еще хотели сказать нашим читателям в заключение нашей беседы.
Али Полосин - Дорогие братья и дорогие сестры в Исламе!
Это моя личная точка зрения, я не уполномочен никого представлять, и пишу так, как сам понимаю. Если в чем-то ошибаюсь, готов принять любую доброжелательную и просто конструктивную, аргументированную критику и, если она будет убедительна, скорректировать свои мнения. Еще раз подчеркиваю, что я не критикую и не тем более не сужу никого лично или в составе группы лиц, я веду дискуссию только об идеях, чтобы постараться максимально сделать их соответствующими духу и букве Ислама.
Беседовал Камаль Антон Евстратов
..