1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Новости

Исламское образование: прошлое, настоящее, проблемы

06:10 / 08.02.2017 3011 Режим чтения + -
..

Роль исламских учебных заведений 

Пожалуй, если задаться вопросом, какое деяние является самым лучшим деянием в Исламе после соблюдения пяти столпов, с уверенностью можно ответить, что это получение исламских знаний. Именно так в своё время ответил имам аш-Шафи’и (рахимахуЛлах). Как сказал господин всех людей – посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Учёные наследники пророков».

Аятов и хадисов на эту тему множество. Ведь именно посредством передачи знания от поколения к поколению Умма сохранила себя от заблуждения, поднималась на защиту своих святынь и ценностей от посягательств врагов. А мусульманские медресе были центрам по изучению естествознания в то время, когда Европа утопала во тьме средневекового невежества. Сегодня древнейшим в мире университетом является египетский аль-Азхар, основанный ещё в 988 г., т.е. раньше Сорбонны или Оксфорда.

Медресе сохраняли за собой статус центров изучения медицины, астрономии, социологии и экономики наряду с исламскими науками долгое время. Они были также кузницами проповедников, полководцев, борцов за справедливость, реформаторов и учёных. В разное время с минбаров аль-Азхара, Дамаска, Багдада Умма поднималась на оборону от татар-монгол, крестоносцев. Самыми отважными защитниками Казани в 1552-м были шакирды муллы Кол-Шарифа. Выпускник аль-Азхара Сулейман аль-Халаби поднял восстание против французской оккупации в 1801-м году и убил командующего французской армии в Египте Жана-Батиса Клебера, за что был казнён, а его голова до сих пор стоит на витрине в Лувре, как «преступника и убийцы» Сулеймана аль-Халаби. Выпускники индийских медресе возглавили джихад против британской оккупации, и смогли нанести значительный урон захватчикам. Оккупанты в свою очередь, уходя из Индии передали бразды правления над субконтинентом индусам-пантеистам.

Вмешательства из вне

И так исламские медресе и вузы являются хранителями исламского наследия, ценностей и ориентиров всю историю этой религии. Они не только поднимали мусульман на борьбу, но и были скрепами общества, предотвращали расколы в Умме, сплачивали и примиряли мусульман. Но об этом знают и враги этой религии. После распада Османского Халифата на Западе были основаны школы востоковедения, целью которых было искажение учений, внесение ереси и сомнений. Значение в общественной жизни и финансирование аль-Азхара, как и других исламских вузов коллаборационисты с началом эпохи панарабизма и секуляризма начали значительно уменьшать. Британцами были созданы такие секты, как Бахаизм, Ахмадия и др., чтобы уменьшить влияние традиционных медресе на мусульман субконтинента.

Из недавних вмешательств Запада в исламское образование можно привести примеры политики США после 11 сентября 2001-го. Тогда госсекретарь США Кондолиза Райс лично ездила по арабским странам и требовала убрать из программ обучения на её взгляд «экстремистских» аятов и хадисов. Был даже такой вопиющий случай, когда дочь министра обороны США Мэри Чейни – президент ассоциации лесбиянок приехала с подобным визитом и требованиями в Кувейт, которые на удивление были рассмотрены и удовлетворены!

В России дела обстоят так, что почти все качественные мусульманские учебные заведения были закрыты на основании докладов-кляуз т.называемых «исламоведов» от православного лобби и силовиков. Как ни странно, никто из этих исламоедов не имеет никакого исламского образования. На основании их докладов многие проповедники были изгнаны из страны, а многие выпускники либо были убиты, либо посажены за решётку по надуманным предлогам. Выпускники иностранных исламских вузов подвергаются гонениям.

Проблемы сегодня

К сожалению, сегодня получить хорошее исламское образование не так просто. Попасть на учёбу в Саудовскую Аравию можно только через жёсткий отбор, а по возвращению на Родину вероятны частые приводы в отделы МВД и ФСБ. Это также означает, что проповедовать и обучать в России не дадут. Качественное образование можно было получить в Сирии, однако сегодня страна охвачена пламенем гражданской войны и разрухой. В Египет можно попасть на учёбу только по рекомендации лояльных ФСБ ДУМов. А это значит нужно подходить по критериям «традиционного ислама» в понимании исламофобов: Силантьева, Амелиной Сулейманова и Ко, которые суют нос в дела общин, где только могут. 

Медресе Деобанда далеко в Пакистане (хотя есть филиалы в Великобритании), и попасть туда вообще очень сложно, а вернуться тем более. Есть вузы в Малайзии, в Ливане, в ЮАР. Опять-таки, чтобы попасть туда нужны финансы и спонсоры. Спонсировать студентов сегодня тоже не безопасно. Могут обвинить в спонсировании терроризма, если вдруг студент решит оказаться в «горячей точке». И это совсем не значит, что в этом виноват вуз. Ни в каких вузах не преподают экстремизм или радикальные взгляды. Человек сам выбирает себе иногда не совсем правильный путь, часто из-за гонений на Родине.

Есть ещё проблема, не менее важная. Многие отучившиеся в разных вузах студенты, возвращаясь на Родину проповедуют разные теологические школы. Одни салафитскую идеологию, другие традиционную ашарито-матуридитскую. И не всем хватает мудрости понять, что Умме важнее диалог и единство, чем отстаивание позиции своей школы, как «самой истинной». То, что происходит с их последователями – намного хуже. Там часто просто фанатизм на приверженности к «шейху». (и тут стоит привести в пример школу Деобанд и аль-Азхар, в которых есть как салафитские факультеты, так и традиционно ашарито-матуридитские.

Ещё одна проблема – студенты-недоучки. Получивший серьёзное систематизированное образование человек всё же прошёл путь наставления, воспитания и терпимости. Что касается недоучек, то их деятельность часто приводит к склокам и раздорам в общинах. Много аспектов в Исламе невозможно постичь напрямую, нужно правильное понимание с наставниками. Некоторые хотят сократить путь, «зачем изобретать велосипед?» и «всё и сразу» - становятся их руководством.

Многие также не учитывают специфику и традиции мазхаба на Родине, и пытаются применить свои заграничные познания в общине, в которой эта методология может оказаться чуждой.

Всем ли следует получать исламское образование?

Конечно каждый мусульманин обязан знать свою религию настолько, насколько ему необходимо в повседневной жизни. Это пять столпов веры, шесть столпов веры, обязательные фарзы, запретное и дозволенное, чтение Корана. Всё это можно познать в воскресных школах при мечетях. А с более сложными вопросами можно обратиться к тем же студентам. Необязательно всем поступать в исламские медресе или вузы, а всем отучившимся в них желательно ещё иметь и светскую профессию, чтобы не быть на иждивении общины. В мусульманских регионах России имеет место явление, когда детей забирают со школы с четвёртого класса, и отдают в сельские медресе. Всё же лучше предоставить ребёнку полное среднее образование, а желательно ещё и высшее профессиональное. А религиозно-нравственное воспитание нужно получать дома от родителей и от наставников в ближайшей мечети. Мы все желаем, чтобы наших сестёр и жён обследовали врачи-мусульманки, но откуда им взяться, если все будут учиться только в медресе?

Есть ли альтернатива?

Сегодня технологии и интернет позволяют учиться дистанционно. Это не значит, что знания следует получать из роликов в Youtube. При желании уже можно найти квалифицированные исламские образовательные проекты в сети. Конечно учителя должны иметь хорошую репутацию и рекомендации от известных учёных.

Как бы то ни было, желание получать исламские знания похвально, как и желание спонсировать студентов, как бы опасно сегодня это не было. Наше будущее – учёные, которые бы наставляли Умму и остерегали от заблуждения.

Источник: golosislama

https://www.facebook.com/IslamINauka/photos/a.423530361052014.96241.423492031055847/1082526861819024/?type=3

 

..
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
..Одна из крупнейших мечетей Оттавы за последние месяцы зафиксировала значительный рост числа новообращенных мусульман, причем молодые канадцы стали один за читать полностью

2780 08:40 / 04.01.2017
..  Сайт Васат.ру разместил статью под названием «Актуальные и очень важные на сегодняшний день цитаты из книги «Васатыя путь жизни» В ней приведены читать полностью

2932 07:27 / 29.12.2016
..Все страны хотят получить свою долю на перспективном рынке исламских финансов фото с сайта islamicfinance.ru   Ирландия не намерена отставать от Британии, которая читать полностью

2494 11:05 / 30.12.2016
Решением Совета по фатвам Управления мусульман Узбекистана установлены размеры закaacuteта, садакатул фитр фитрмилостыни и фидйи на 2013 год 1434 год хиджры.1. Исходя из читать полностью

3976 06:26 / 28.12.2016
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью