Они полагаются на Аллаха, они имеют священные писания и ритуалы, но их представления скудны. Исследование показывает, как радикальная салафистская молодежь сколачивает себе «собственный Ислам».
Возгласами ликования молодежь приветствует проповедника-салафита Пьерра Фогеля (Pierre Vogel) во Франкфурте (архивное фото).
Исследователи оценили 5757 сообщений в одной группе WhatsApp. Около дюжины салафитов в возрасте от 15 до 35 лет делились своими мыслями в чате. То, что они там написали, показывает: молодые люди, которые присоединяются к насильственным радикальным исламским группировкам, на самом деле часто очень мало знают об Исламе.
«Можно сказать, что они строят свой собственный „Lego-Ислам“, говорит эксперт по исламу Михаель Кифер (Michael Kiefer) из Университета Оснабрюк (Universität Osnabrück) в понедельник. Он совместно с учеными из Университета Билефельда (Uni Bielefeld) исследовал WhatsApp-сообщения салафистской молодежной группы. «Нельзя говорить о радикализации ислама, скорее это псевдоисламизация радикализма» — сказал Кифер. Ислам просто используется как канал, чтобы проявить свою готовность к насилию.
Журналисты телевизионного журнала ARD «report München» получили чат и передали исследователям для оценки. Сообщения происходят с начала 2016 года, как раз перед одной запланированной атакой.
Исследователи не захотели разглашать, о каком конкретном деле идет речь. Из намеков в исследовании стало ясно, что здесь может идти речь нападении на храм сикхов в Эссене весной 2016 года, в котором были ранены три человека. В связи с этим делом, три 17-летних были приговорены к нескольким годам заключения под стражей.
Исследователи обнаружили, что около 12 членов WhatsApp-группы не имели практически никакой привязки к мечетям или традиционным формам веры. Группа рассматривала большинство мусульман, которые не следуют их радикальным взглядам, в качестве врагов.
«Даже организация простых ритуалов повседневной деятельности, — например, совершение обязательного (фард) намаза — было не знакомым половине членов группы» — пишут исследователи.
В WhatsApp-чате обсуждались обычные вещи, которые важны для подростков, такие, как отношения, дружба или секс — говорит Андреас Цик (Andreas Zick), директор Института междисциплинарных исследований по конфликтам и насилию Университета Билефельда. Представления группы были «наивными и романтизированными»: молодые люди мечтали стоять на полях сражений джихада и стать при этом мужчиной.
Исследователи подробно проанализировали, в чем выражались их скудные представления об Исламе. В двух местах утверждалось, что имеются указания в хадисах — ривайатах Мухаммада (саллаллаху алайхи васаллам), которые могли бы вносить вклад в выяснение конкретного правового положения. «Само представление о том, что правовое положение может быть обосновано одним хадисом, свидетельствует о чрезвычайном их невежестве» — говорится в исследовании.
Примечательным также является и то, что при прямом или косвенном упоминании этими людьми Пророка (саллаллаху алайхи васаллам) надлежащие солаваты исключались без какого-либо проявления возмущения в группе. «Это обстоятельство было бы невозможно представить в дискуссии среди подлинных просвещенных мусульман».
Исследователи предостерегают, что поскольку молодые люди не имели привязки к какой-либо мечети и общине, работа в рамках программы профилактики в общинах их не коснулась. По этой же причине учителям надлежит быть внимательными и слушать своих подопечных учеников, обладая при этом «тонкий нюх» на ситуацию, когда подросток начинает отстраняться от большинства.
Журнал Spiegel-Online со ссылкой на lov/dpa
10.07.2017
Перевод с немецкого: Нодир Рахим
..