Как известно, недавно в Москве состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия». Конференция рассмотрела вопросы по теме «Ислам: осознанный выбор или следование традиции?». Для участия в рабете конференции из Узбекистана была приглашена дочь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа рахимахуллах — Одинахон Мухаммад Садык. Выступая на этом международном форуме по теме исламской психологии, Одинахон Мухаммад Садык осветила исламские аспекты данной области.
Представляем полный текст выступления Одинахон Мухаммад Садык.
Бисмиллахир Рахманир Рахим
Хвала Всевышнему Аллаху, даровавшему верующим рабам надежду и отвратившему их от уныния!
Да будут совершенные благословения и приветствия великому наставнику всего человечества Посланнику Аллаха Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам!
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва барокатух!
Дорогие мои сестры и братья! Я очень рада нашей очередной встрече.
Когда я просматривала письмо с приглашением на эту конференцию, прочитав заголовок: «Ислам: осознанный выбор или следование традиции?», я задумалась.
На самом деле, каждый человек рождается в своем чистом естестве, то есть в Исламе. Но его воспитанники выбирают для него религию.
С великим сожалением хочу отметить, что наши наблюдения показывают, что в настоящее время те, кто считает себя мусульманином, следуют Исламу вслепую. Напротив, те, кто видят себя вне Ислама, во многих вопросах, к вопросу об этой религии подходят относительно разумно. Если побеседовать с теми, кто уважает религию Ислам, или теми, кто принял эту религию впоследствии, то поймете, что причина их такого отношения к этой религии заключается в осознанности их взглядов и в том, что через это они нашли истину.
А как насчет самих мусульман? Как можно оправдать действия тех мусульман, которые, оставив свою религию, в которой есть решения всех проблем, игнорируя пожалуй свой маяк благоденствия и счастья, они ищут спасение у других наций, в их традициях? Мало того, что своей религии они следуют вслепую или совершенно не следуют, так они еще следуют чуждым вероисповеданиям и традициям, что особенно досадно.
Как и во всем, Ислам является решением и в вопросах психологии. Основа психологии — это Куръан. Божественное воззвание Всевышнего Аллаха, озвученное в Священной Книге, и есть самый высший метод в психологии.
Если бы люди, в частности мусульмане, обратили свое внимание хотя бы на один аят и начали следовать ему, то в мире не было бы распространено уныния и отчаяния настолько, как это имеет место сейчас.
Всевышний Аллах в суре Āли Имран говорит:
«И не слабейте [духом] и не печальтесь! И вы высшие [нежели другие], если вы — верующие!» (аят 139).
Разве существует лучшее утешение и укрепление надежды, чем это? Разве существует большее счастье и лучшее благовестие, чем это?
Когда меня касаются какие-либо трудности и невзгоды, будь они малые или большие, я в тот же час вспоминаю этот аят. Верующий никогда не должен слабеть. Верующий не должен печалиться. Это важное правило. Потому что Всевышний Аллах отвратил своих рабов от этого. Ведь когда раскисаешь, дел идут из рук вон плохо. А уныние приводит к поражению.
Другие пусть говорят, что хотят, но мы, верующие мусульмане — всегда выше. Главное — мы должны быть верующими. Мы выше независимо от того, достигнем чего-либо в этом бренном мире или нет. Самое главное — не потерять свою веру.
Что нам еще нужно, когда есть вот такое обещание Всевышнего Аллаха?
Когда мусульмане полноценно следовали этому аяту, они достигали успеха. Даже одолевали представителей таких могущественных сил, как монголы и крестоносцы.
Всевышний Аллах призывает своих рабов всегда надеяться на добро и благо, быть терпеливыми в трудностях и довольствоваться тем, что есть. Он открыто обещает, что награда за это непременно последует. Искра надежды, зажженная Господом Миров в сердце раба, дает мусульманину большую силу в победе над всеми трудностями и страданиями. Вот это и есть основа мусульманской психологии. Даже эта одна искорка сильно влияет на душевное состояние верующего и определяет направление всех его жизненных действий в этом мире.
Еще Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «О рабы Мои, которые превышали пределы во вред самим себе, не отчаивайтесь относительно милосердия Аллаха! Поистине, Он — Прощающий, Милосердный!» («Зумар», аят 53).
Этот аят считается наиболее вселяющей надежду в Куръане. Из этого аята надлежит извлечь такое правило: «Верующий никогда не отчаивается». Значит, нам мусульманам никак не подходит уныние, отчаивание. Разве можно унывать, когда Всевышний Аллах проявляет такую милость?
Это правило и есть основа исламской психологии.
Если, взглянуть на пророческую сунну, которая является вторым источником нашего шариата, то найдем следующее пророческое изречение:
В хадисе, переданном Имамом Бухарий и Имамом Муслим, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Клянусь Господом, в чьих руках моя жизнь, что бы Всевышний Аллах ни предустанавливал для Своего раба, для него это благо. Когда его постигает добро, он возносит благодарения, для него это обернется добром. Когда его постигает невзгода, то он проявляет терпение, и для него это тоже обернется добром. Так бывает только у верующих».
Следовательно, пока человек верующий, его постигает только добро. Касается ли его мирское добро или зло, все равно для него в этом есть благо. Пока он мусульманин, в каждой потере, в каждом страдании для него есть воздаяние. В одном из хадисов говорится, что для верующего есть добро даже в вонзившейся занозе, что сокроет его прегрешения. А раз так, верующий должен считать себя превыше тех, кто таковым не является, считать себя самым счастливым и самым преуспевающим. Он обязан не унывать и не проявлять слабость.
Этот психологический настрой и есть тот фактор, который движет мусульманином совершать добро, проявлять рвение. Это и есть подлинный смысл исламской психологии в сунне.
Говоря об общих принципах, установленной Куръаном и сунной исламской психологии, которая основана на том, чтобы дарить людям благовестие, добро и надежду, я хотела бы привести пример из сферы моей собственной деятельности.
Почтенный шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф рахматуллахи алайх наряду со множеством добрых начинаний, основал первые исламские сайты у нас в стране. Один из этих сайтов посвящен мусульманкам. На сайте функционируют разделы консультационных услуг по религиозным вопросам, услуги психолога, педагога, врача и адвоката.
Каждый день эти специалисты по мере своих возможностей отвечают на различные вопросы женщин нашей страны. В настоящее время мы стремимся расширить онлайн-общение с обращающимися и более широко освещать наиболее актуальные вопросы.
Следует отметить, что больше всего обращения поступают в разделы услуг по вопросам религии и психологии. Психолог отвечает на эти вопросы, основываясь на религиозные положения. Раздел по вопросам религии в свою очередь использует некоторые психологические методы. То есть между ними существует взаимосвязь.
В целом, можно заключить, многие задают вопросы об обыденных вещах, решения о которых известны. Некоторые, зная ответ, просят наставлении, ищут утешения. Все это говорит о том, что существует потребность в психологической поддержке.
На сегодняшний день в числе самых распространенных проблем находятся и семейные неурядицы. Долго размышляя на эту тему, я нашла решение в единственном слове аята суры «Рум»:
«…Он сотворил для вас из вас самих [супружеских] пар, чтобы вы нашли в них покой» (аят 21)
Семейные проблемы начинаются именно из-за того, что в них отсутствует этот самый покой. Мы так перевели арабское слово «сакана». Значений этого слова много, но в основном оно означает покой, душевное спокойствие, успокоение. Что значит успокоение, спокойствие? Это — мир, спокойствие, дружелюбность, благоденствие, счастье. Значит, главная цель в создании человека парой заключается в том, чтобы каждая сторона обрела в браке эти смыслы.
В чем проявляется покой? Для мужчин, это когда женщина встречает мужа приветливо; когда он возвращается уставший, она создает ему условия для отдыха, проявляет заботу о нем в его потребностях, радует его, помогает ему забыть мирские заботы.
Для женщины, это когда она чувствует себя защищенной, обеспеченной, когда она чувствует постоянное внимание и заботу, почтение и соблюдение ее прав, когда она постоянно чувствует рядом надежную опору.
Теперь подумайте, насколько правильно строятся отношения в наше время, чтобы обрести такой покой? Куда же люди бегут в поисках решения своих проблем, когда есть такое чудо-решение от Всевышнего Аллаха? Мужчины, вместо того, чтобы предоставить такой покой чтобы обрести его, угрожают женам разводом или женитьбой на второй жене. Они видят решение в различных несправедливых поступках по отношению к женщинам.
А женщины, под предоставлением супружеского покоя мужу чаще всего понимают удовлетворение его страстей. Чтобы держать мужчин под влиянием своих чар, женщины то и дело ходят по магазинам, салонам красоты и фитнес-залам.
Следует отметить, что покой в супружеской жизни никак не подразумевает споры по поводу того, какими правами каждый из супругов обладает в семье.
На самом же деле ответ на все эти проблемы заключен в этом единственном слове.
Другие вопросы также можно сопоставить с этим.
Прежде всего, нужно помнить, что Всевышний Аллах позаботился о психологических потребностях Своих рабов. К тому же, самым великим специалистом в этом деле является Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Нам же остается донести это до людей. Все, что от нас требуется, это читать Священный Куръан и хорошо понять смысл слова «сакана» — «покой». И мы должны осознанно внедрять его в нашу повседневную жизнь.
Помимо этого, в целом мы должны изучать предназначенные для всего человечества идеи исламской психологии, озвученные в Куръане и сунне, усвоить их и искренне, с ихласом соблюдать их.
Одинахон Мухаммад Садык
..