Понятие закàт
Лексически закàт означает «чистоту», а также «рост» и «умножение».
Имущество того, кто дает закàт, очищается. У того же, кто не выделяет закàт, его имущество содержит то, что по праву принадлежит другому, из-за чего остается нечистым. Когда этот человек даст закàт, тогда и очистится его имущество, в противном случае, останется нечистым.
На имущество, с которого был дан закàт, нисходит барака (благодать и изобилие), оно будет расти и умножаться. Как раз в этом и проявляется смысл роста.
В шариатской терминологии:
تَمْلِيكُ الْمَالِ مِنْ فَقِيرٍ مُسْلِمٍ غَيْرِ هَاشِمِيٍّ ، وَلَا مَوْلَاهُ بِشَرْطِ قَطْعِ الْمَنْفَعَةِ عَنْ الْمُمَلِّكِ مِنْ كُلِّ وَجْهٍ لِلَّهِ تَعَالَى .
«Закàт — это передача в собственность определенному лицу (бедняку-мусульманину), кто не является из хашимитов или из их освобожденных рабов, определенной части определенного имущества предписанным шариатом образом безвозмездно ради довольства Аллаха». (Фатавау Хиндийа)
Ознакомимся с терминами в этом определении.
«Определенное имущество» — это имущество, достигшее определенного уровня — нисаба.
«Определенная часть» — означает обязательность отделения (отчуждения) даваемой части имущества от основного имущества того, кто дает его. Нельзя присуждать в качестве закàта то, что нельзя отчудить, например, сказать кому-то, «Живи в этом доме безвозмездно в течение года и это будет тебе закàтом».
«Определенное лицо» — человек, кто имеет право получить закàт.
«Ради довольства Аллаха» означает необходимость дачи закàта в качестве поклонения Аллаху.
«Предписанным шариатом образом» означает, что количество отчуждаемой части имущества должно соответствовать количеству, указанному в шариате. Нельзя давать малость из имущества в качестве милостыни и назвать это закàтом.
«Передача в собственность» означает, что пока даваемая часть имущества не станет собственностью получателя, она не может быть закàтом. (Хадисы и жизнь)